Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы

1 направление – проведение педпрактики на базе БГ № 102 –2 студента

5 курса социально - гуманитарного факультета (ответственный учитель Миндиярова С.А.)

2 направление – участие в Городскойолимпиаде по «Культурологии» для учащихся 10-11 классов в 5 туров: на 5 тур прошли 3 учащихся 11 класса:Ефимов Валентин, Тукаев Айнур, Шамсутдинов Ильдар стал призером, заняв 2 место; на 3 тур прошли 2 учащихся 10а класса: Константинова Регина, Кирьянова Алена.

3. Открытие профильных классов социально- экономического направления10А ,11А; проведение предпрофильной подготовки и ведение спецкурса в 9 классах «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки « СубхангуловаФ.М .

5. В соответствии с лицензией Серия А №219495, регистрационный №1470 от 22.06.2007 МОУ «Башкирская гимназия № 102» имеет право вести дополнительные платные услуги:

o для подготовки учащихся в первый класс работает школа «Малышок», где ведется подготовка по следующим дисциплинам: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, математические ступеньки, подготовка к освоению письма, подготовка к обучению риторики Ахмадеева Р.С. ,Насибуллина Г.А.

o занятия по русскому языку для учащихся 11 классов. ГаллямоваЛ.М.- 16 учащихся

4.Работа экспериментальной площадки «Формирование поликультурной толерантности в процессе педагогического проектирования»

На 1этапе (организационно - исследовательском) выполнены следующие задачи:

Ø анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего этапа эксперимента;

Ø методическая подготовка учителей гимназии к экспериментальной работе (организация, проведение и посещение обучающих семинаров, Круглых столов и научно-практических конференций по тематике экспериментальной площадки);

Ø проведение мониторинга сформированности поликультурной толерантности учащихся школы (констатирующий этап);

Ø организация лабораторно-сетевой работы ШМО и подготовка авторских проектов преподавателей-исследователей;

Ø оптимизация учебно - воспитательного процесса на основе воспитания поликультурной толерантности.

Для организации исследовательской работы подготовлена нормативно - правовая база: разработаны Положения об организации инновационной и опытно - экспериментальной деятельности, Положения об управлении экспериментальной площадкой и Совете экспериментальной площадки в МОУ БГ №102 ,определены экспериментальные(2А-9А) и контрольные классы (6Б,9В), участники эксперимента.

Работа ЭП ведется по следующим направлениям:

1. Организационно-методическое сопровождение экспериментазаключаетсяв разработке системы инновационных технологий и форм для реализации программы формирования поликультурной толерантности в национальной гимназии столицы РБ. Учитель является операционно - действенным компонентом эксперимента, от него зависит организация образовательного процесса.Задача формирования навыков анализа и проектирования решалась как в форме теоретического, так и практического обучения педагогов.

Обучающий семинары

«Использование педагогического проектирования в учебном процессе», ноябрь

«Инновационные технологии в УВП », март

Педагогический совет« Воспитательная работа в рамках экспериментальной деятельности по формированию поликультурной толерантности учащихся в условиях башкирской гимназии», февраль

Единый методический день«Эффективность использования инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе» февраль

2. Работа ШМО по эффективному формированию поликультурной толерантности школьников на различных дисциплинах.

Члены ШМО в течение года занимались изучением научной литературы по определенным темам (н-р, ШМО башкирского языка « Интерактивные методы обучения как средство повышения интереса к предмету», ШМО естественных и обществоведческих дисциплин «Проблемно – поисковые формы деятельности на уроках истории, географии, биологии как условие совершенствования учебно - воспитательного процесса и др.)

Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы - student2.ru В ходе экспериментальной работы в 2011-2012учебном году освоены следующие педагогические технологии:Шакирова Р.Р. - развивающее обучение (В/м во 2А классе « Портрет моей семьи и коллектива», «Международный день родного языка»); Насибуллина Г.А - интегрированные уроки окружающего мира и математики (« Мы - команда одного корабля», «Путешествие по Солнечной системе» в 4А);Галлямова Л.М, учитель литературы, - проблемное обучение (Внеклассное мероприятие в 5А «Гражданин мира»);Агзамова Г.З. –проектная технология(Урок биологии в 9В в форме конференции «Человеческие расы, их родство»);Трапезникова О.М. – игровая технология (Урок истории в 5Б «Римская республика»)

Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы - student2.ru В) Работа над авторскими программами: Кудинова В.Г «Воспитание поликультурной толерантности школьников на уроках литературы в старших классах» (получила звание «Педагог-исследователь»), подготовлены авторские программы Агзамовой Г.З. «Воспитание толерантности на уроках биологии», Исанбаевой В.В. «Воспитание поликультурной толерантности на уроках музыки» 2.Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся

Определяющими педагогическими условиями мы считаем интеграцию учебной и внеурочной деятельности на основе личностно - ориентированного подхода, использование во внеурочной деятельности практико-ориентированных технологий. Специфика формирования поликультурной толерантности школьников состоит в реализации проектно - исследовательского характера образовательного процесса, оптимизации учебно - воспитательного процесса

В 2011-2012 учебном году увеличилось количество учащихся, работающих над исследовательскими проектами:

• на школьном этапе приняло участие – 36 учащихся;

• на районном 17 ,призовых мест – 12: победителей – 3, призеров- 9;

• на городском этапе -20 работ:14 работ на заочном этапе НПК, на очный -10 , призеров-3

По теме ЭП подготовлены на школьный этап НПК подготовлено 11 исследовательских работ: по культурологии - 4 , по ИКБ и башкирскому языку - 4, английскому языку- 3, обществознанию-1.

Как выяснилось в ходе педагогического исследования, среди учащихся экспериментальных классов немало талантливых детей. Они занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях и творческих конкурсах. ( из 36 работ школьного этапа 12 из экспериментальных классов, что составляет 30%) .Победителями и призерами городских конкурсов стали Каскинов Динар 9А -2 место в городской НПК, Сагитова Лилия 9А и Хайдаров Азамат 5А – 3 место в конкурсе творческих работ «Пою мою республику», Юлушева Элина 5А заняла 3 место в Городском конкурсе «Здравствуй, здравствуй сказка!.получила номинацию» Самая лучшая женская роль» на «Шаяниуме- 2012». Учащиеся 7А класса участвовали в двух городских НПК «Башкортостан – наш край родной» и « Человек на Земле» при БГПУ им. Акмуллы. Групповой проект стал победителем в Городском фотокроссе «Все мы можем вместе» в номинации «Подарим любовь и нежность»

3. Содержательный компонент формирования поликультурной толерантности школьников включает способы познания особенностей поликультурного мира в 3 направлениях: Воспитательная работа строилась по направлениям:«Я – представитель своего народа» », «Россия - наш общий дом», «Я - гражданин мира»

В 2011-2012 учебном году в рамках экспериментальной деятельности в гимназии проведены общешкольные внеклассные мероприятия на основе проектной технологии (отв. Мударисова А.Н.- старшая вожатая):

Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы - student2.ru 0ктябрь 2011г - «Фестиваль дружбы народов» для учащихся 5-7 классов;

Декабрь 2011г - Конкурс театральных постановок «В мире сказок» для учащихся 1 классов;

Февраль 2012 г - Торжественная линейка 5-8кл «Мы - граждане России» для учащихся 5-9 классов.

Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы - student2.ru Воспитательная работа в классных коллективах по выбранным направлениям имеет огромный познавательный потенциал, расширяет кругозор учащихся о мировой культуре, помогает познакомиться подрастающему поколению с этнической, общенациональной и мировой культурой в целях духовного обогащения. Среди проведенных внеклассных мероприятий хотелось бы отметить следующие внеклассные мероприятия:

Байгундина Ф.А.-кл. рук 6А «Башкортостан - жемчужина России»

Насибуллина Г.А.- кл рук 4А кл. час «День толерантности» «

ШакироваР.Р.- кл руков 2А «Портрет семьи и коллектива» «Международный день родного языка»

МиндияроваС.А. – кл. рук 7А «И нет земли прекрасней», «Россия - наш общий дом»

Ахмадеева Р.С.-кл рук 1А «я - гражданин России»

Тимергалина Р.Д.- кл. рук.9А «Я - гражданин мира»

Галлямова Л.М.-кл рук 5А «Я - гражданин мира»

Знакомство с миром культуры разных народов позволит учащимся свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и традиции, проявлять терпимость к чужому поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, воплощая все это в нормах цивилизованного поведения.

4.Психологическое сопровождение во время организационно - исследовательского этапа (отв. Субхангулова Ф.М.)

В течение года проводилось изучение классных коллективов на осознание этнической принадлежности: на основании результатов тестирования «Кто Я?» (по М.Куну, модификация Т.Румянцевой») - этническая идентичности занимает 4место (опрошено 209 учащихся), пропуская вперед семейную и половую принадлежность (дочь, сын, мальчик, девочка, ученик и т.д). Этнический компонент наиболее выражен у башкир- 16,2% , в равной степени у татар-15,3% и русских– 12,9 %.Анализируя соотношения категорий «гражданин России» и «гражданин республики», у учащихся государственная принадлежность (16%) превышает республиканскую (5,2).У большинства учащихся ЭК сформирована позитивная этническая идентичность, кроме 4Б класса- 14 и 9А – 5,8% .

При изучении оценки способов реагирования в конфликте (по Н.В.Гришиной и методике К.Н.Томаса) полученные количественные оценки (опрошено 108 учащихся) показали наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

• Приспособление – 25уч 23%

• Компромисс- 21уч. 20%

• Смешанный тип – 22уч 20%

• Соперничество -20 уч. 19%

• Сотрудничество – 14 уч. 13%

• Избежание- 6 уч. 5%

Результаты экспериментального 9А и контрольного 9В класса одинаковые результаты: преобладает компромисс (38-33%), соперничество(23-19%) и приспособление(15-19), но в 9В есть сотрудничество 4% и избежание -14% , чего не выявлено в 9А.

В соответствии с разработанными уровневыми характеристиками на основе теста «Проявляешь ли толерантность» по Е.Павленко (опрошено 127уч-ся) на начало эксперимента выявлен уровень сформированности поликультурной толерантности учащихся Башкирской гимназии № 102 по трем критериям:высокая- 45% ,средняя- 41%, низкая- 14% (октябрь 2011 г)

Сотрудничество с социально - гуманитарным факультетом БГПУ им Акмуллы - student2.ru Т.О., высокий уровень толерантности в начальной школе (2А,4А) -54%; в среднем звене (5-8классы) с высоким уровнем толерантности (более 50%) 5А,7А, необходимо обратить внимание на 8А кл (кл. рук Рамазанова Р.Р.) -25% учащихся с высоким уровнем толерантности; в старших классах 9В-42%, 9А- 30%. Задача 2 этапа (формирующего) – использование разнообразных тренингов и ролевых игр для формирования поликультурной толерантности школьников.

Результаты работы:

В ходе экспериментальной работы в 2011-2012 учебном году:

Ø изучен уровень сформированности поликультурной толерантности в экспериментальных классах;

Ø теоретически и практически освоены следующие педагогические технологии:

• проблемное обучение (обучение на основе «учебных ситуаций»);

• дифференцированное обучение с использованием разноуровневых заданий;

• личностно - ориентированное и развивающее обучение;

• информационно - коммуникационные технологии (как новое дидактическое средство обучения)

• игровая технология;

Ø проведен пропедевтический этап введения разнообразных форм педагогического проектирования в учебный процесс и во внеклассную деятельность;

Ø активизирована воспитательная работа по формированию поликультурной толерантности

Полученные результаты требуют развития и уточнения в ходе проведения формирующего этапа эксперимента в течение 2012-2013 уч. года

VII.Распространение и обобщение опыта .

В 2011-2012 учебном году перед коллективом учителей первостепенной задачей была совершенствование учебно-воспитательного процесса через творческую самореализацию учащихся и учителей в условиях развития башкирской гимназии, а также создание комфортной образовательной среды с целью сохранения психического и физического здоровья учащихся, повышение качества знаний учащихся до 52% .

Учителями гимназии продолжена работа по освоению новыми технологиями обучения учащихся, обмена позитивным педагогическим опытом .

Наши рекомендации