Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения специального курса.
Развитие осязания и мелкой моторики рук
Авторы: Л.П. Григорьева
(УМК система учебников «Школа России»)
Пояснительная записка.
Рабочая программа специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для детей с нарушением зрения 2 «А» класса ГС(К)ОУ г. Петровск-Забайкальска на 2015-2016 учебный год разработана на основе: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования обучающихся с нарушением зрения, авторской программы Л. П. Григорьевой. Сенсорное развитие ребенка с нарушением зрения значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Так ребенка с нарушением зрения следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик с нарушением зрения должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложилисьисторически, - сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать.
Необходимой предпосылкой познавательного развития детей с нарушением зрения является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.). Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению слабовидящего ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к слабовидящим детям в процессе реализации адаптированной программы специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для детей с нарушением зрения. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
В проблеме социальной реабилитации детей с нарушенным зрением важную роль играет компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач коррекции нарушенных форм познания окружающего мира возникла необходимость создания системы компенсации и развития восприятия в процессе школьного обучения. В школах для этого должны быть созданы оптимальные условия.
В связи с нарушением или потерей зрения у детей наблюдаются некоторые дефекты функционального развития. В частности, страдает формирование мелкой моторики и микроориентировка в пространстве (на рабочем столе, в каком-либо месте в классе). У многих детей с нарушением зрения - низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у многих слепых и слабовидящих детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Среди детей с нарушением зрения часто отмечают две крайности:
- одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию;
- другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются,
в основном, на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение.
В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скоррегированы в процессе формирования у них навыков рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других сохранных анализаторов.
Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом меняют понимание и подход к решению этой проблемы.
Цель программы – разработка активного, целенаправленного курса по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умения и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучения их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Задачи:
Укрепление кистей рук и пальцев.
Развитие глазомера и координации (глаз – рука).
Освоение мелких движений.
Развитие осязания.
Основные направления:
- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
- формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
- развитие глазомера, координации глаз и рук;
- обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях
- обучение: способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку (холодный, теплый, колючий, острый); поверхностей (гладкая, мягкая, шероховатая);сопряженным движениям рук на плоскости (вверх – вниз, влево – вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию педагога;
- формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания);
- развитие навыков самообслуживания;
- развитие ручной деятельности.
Основной организационной формой обучения являются занятия в подгруппах, которые комплектуются с учетом состояния зрения, уровня ручной умелости, а также поставленных задач. Занятия обязательны и проводятся один раз в неделю.
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук разных видов предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.
К таким видам деятельности относятся следующие: обследование предметов, занятия аппликацией, игры с мозаикой, конструирование, лепка, различные виды плетения, сортировка мелких предметов, чтение рельефных рисунков, обучение элементам рисования, работа со счетными палочками и т.п.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом реализация рабочей программы специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики руки» для слабовидящих детей отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания специального курса:
Понимание значимости осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук в жизнедеятельности для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Осознание роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации
Повышение уровня развития тактильной чувствительности и моторики рук в учебной деятельности.
Овладение приемами осязательного восприятия объекта и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дает детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения , обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с нарушением зрения (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Возможность освоения обучающимися с нарушением зрения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Младшие школьники приобретают навыки тактильной чувствительности. Происходит накопление чувственного опыта.
Повышается уровень развития ручной умелости и острота зрения.
Совершенствуется координация рук под зрительным и осязательным контролем.
Совершенствуется предметно-практическая деятельность, ориентировка в пространстве, самостоятельность в быту.
Обучаются более точно воспринимать предметы и пространство.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения специального курса.
Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся с нарушением зрения к саморазвитию. Форсированность мотивации к обучению и познанию. Индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающихся с нарушением зрения , включающие: овладение «жизненной компетенцией». Обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся с нарушением зрения, социальные компетенции, личностные качества;
• Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося с нарушением зрения, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
• сформированность внутренней позиции обучающегося с нарушением зрения, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося с нарушением зрения к образовательному учреждению;
• ориентацию на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• формирование мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися с нарушением зрения универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира:
• Развитие зрительных функций для адекватного восприятия основных свойств предметов;
• Развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных соотношений;
• Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;
• Накопление и обогащение запаса зрительных представлений;
• Развитие способности использования накопленных представлений в различных видах предметно-практической деятельности;
• Расширение знаний о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения; формирование навыков рационального использования зрения с учетом его охраны.
Содержание специального курса «Развитие осязания и мелкой моторики».