Классификация методических разработок
Методические материалы к семинару № 5 и методическому занятию № 5
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Требования к методическим разработкам
ЗАДАНИЕ № 1
Выполнить конспект по презентации «Оценка состояния инновационной и опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения».
ЗАДАНИЕ № 2
Выполнить конспект «Требования к оформлению методических разработок».
Основные требования к оформлению методических разработок
Создание методической разработки является:
- формой совершенствования профессионально-педагогического мастерства;
- совершенствование учебно-тренировочного процесса;
- одной из форм квалификационного испытания в рамках прохождения педагогическим работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности.
Методическая разработка, выполняемая в рамках аттестации, должна быть индивидуальной.
Методическая разработка должна быть рассмотрена профессиональным сообществом, что подтверждается выпиской из протокола заседания педагогического совета, тренерского совета, методического объединения, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и пр.
Общий объем методической разработки должен составлять до 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия, мероприятия до 10 листов.
Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Список использованных источников должен быть не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Количество и объем разделов не лимитируется.
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебно-тренировочного процесса, эффективности методов и методических приемов, применения современных технических и информационных средств обучения.
Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и существующих программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
Ориентировать организацию учебного, учебно-тренировочного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
Методическая разработка занятия должна раскрывать вопрос «Как учить».
Должна содержать конкретные материалы, которые могут использоваться в работе (план-конспект(ы) учебно-тренировочного занятия(й), инструкции для проведения занятий, карточки, схемы, тесты, задания и т.д.).
Классификация методических разработок
Методическая разработка может представлять собой:
Ø разработку серии учебно-тренировочных занятий;
Ø разработку конкретного учебно-тренировочного занятия, мероприятия;
Ø программу дополнительного образования детей, молодежи;
Ø описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (средства информационно-коммуникационных технологий, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, и др.);
Ø сборник практических упражнений, способствующих достижению результатов;
Ø разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
Ø методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий обучения.
Содержание составных частей методической разработки
Методическая разработка обязательно должна иметь:
ü титульный лист,
ü аннотацию,
ü содержание,
ü Введение (пояснительная записка),
ü основную часть,
ü заключение,
ü список используемых источников информации.
ü приложения (при необходимости)
Титульный лист
На титульном листе методической разработки указывается наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); cведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу).
Аннотация
Аннотация – краткая характеристика подготовленной методической работы, в которой в сжатой форме указывается ее вид (методическая разработка, методические рекомендации, учебное пособие и т.п.) цель написания, для какой категории пользователе она предназначена, отражаются существенные признаки содержания, которые позволяют выявить практическое значение работы, новизну и другие особенности.
Рекомендуемый объем - до 10 предложений.
Оглавление (Содержание)
Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста. Чем полнее оглавление (содержание) тем оно нагляднее позволяет представить, о чем идет речь в основной части.
Введение
Раскрываются:
- актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
- цель методической разработки;
- новизна методической разработки;
- условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
- трудоемкость, ограничения, риски.
Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.
Основная часть
Основная часть – самый важный раздел методической разработки. В ней подробно раскрываются пути и средства достижения наиболее значимых результатов в педагогической деятельности автора.
Учитываются:
- специфика методической разработки (в соответствии с приведенной в п.3.2. классификацией);
- существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке учебно-тренировочного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);
- замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).
Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.
Заключение
Приводятся:
- основные выводы по теме разработки;
- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.
Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.