Психолого-педагогический практикум
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования “Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста
(код наименования специальности)
примерной программой дисциплины “_______________” , одобренной
Советом
УМО по образованию в области
_____”________” ____________2002 года
Зав.кафедрой _____________________________
Подпись
“________” _______________
Пояснительная записка.
Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования. Меняющаяся социальная ситуация развития образования и всего российского общества выявила наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании. Таким образом, функция психолога в образовании – это развитие и самого образования, и всех его субъектов.
Вместе с тем одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами. Если раньше директора заказывали консалтинговое обеспечение содержания и методов обучения, программы просвещения педагогов и родителей, то сегодня все чаще к психологу обращаются с такими вопросами, как участие в выработке концепции развития школы, модернизация организационной структуры внутришкольного управления, развитие профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов, участие в создании инновационных образовательных проектов. Всё это требует сущностных изменений в целях, методах и технологиях работы психологической службы.
Данная программа посвящена рассмотрению вопроса о психологическом обеспечении деятельности педагогов.
Целью данного курса является обучение студентов решению психолого-педагогических задач. С этой целью в рамках данного курса студенты будут ознакомлены:
· С различными формами психолого-педагогической деятельности.
· С моделями образовательных и педагогических ситуаций.
· С историей, традициями и тенденциями, формирующимися сейчас взаимодействия психолога и педагога.
· С психолого-педагогическими методиками диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта
· С путями развития интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.
Срок обучения: 22 часа , 44 часа
Категория слушателей курса Психолого –педагогический практикум: Студенты 4 курса
Форма обучения: очно/заочная
Программа составлена : Соколовой Е.А.
Программа курса
Раздел 1. Роль психологической службы в процессе педагогической деятельности.
Вопросы для изучения
1.Психологическая служба в системе образования.
2.Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования.
3Работа с педагогами как одно из направлений деятельности школьного психолога.
4.Проблемы и задачи образовательной деятельности с психологических позиций.
Обязательная литература:
1.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.
2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под.ред И.В.Дубровиной. 2-е издание – М. : ТЦ “Сфера”, 1998 – 528с.
3. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., Международная педагогическая академия. 1995г.
Дополнительная литература:
1. Абрамов Г.С. Введение в практическую психологию. - М.,1994.
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Киев., 1997.
3. Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Психологический паспорт школьника. Школа здоровья, №1, Т4 – М.,1997.
4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М.,1995.
5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка.// Мир психологии и психология в мире, №3, 1995.
6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования. – М.,1995.
7. Социальный педагог в образовании. – Самара, 2000.
Раздел 2. Модели работы психолога с педагогами.
Вопросы для изучения
1.Психоаналитический подход.
2.Бихевиоральный подход.
3.Гуманистический подход.
4.Гигиенический подход.
5.Ценностно-рефлексивный подход.
Обязательная литература:
1. Актуальные проблемы деятельности педагога-психолога./ Под ред. М.М.Акимовой (отв.ред), Е.П.Бельчиковой, В.Е.Кадочкиной. – Самара : Издательство СИПКРО, 2001 – 111с.
2.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.
3.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.- 223с.
Дополнительная литература:
1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования .// Психологический журнал. Т.13, 1992, №5
2. Борисова Е.М., Логинов Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
4. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1994.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
Раздел 3. Этапы и технологии работы психолога с педагогом
Вопросы для изучения
1.Индивидуальная работа психолога с учителем.
2.Психологические требования к личности педагога.
3.Формирование программы профессионального и личностного развития педагога.
4.Предоставление педагогу объективной информации о его личности и деятельности.
5.Психологический анализ педагогической деятельности.
6.Метод экспертной оценки как технология работы с педагогами.
7.Активное социально-психологическое обучение педагогов.
8.Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.
9.Управленческие и организационные аспекты взаимодействия психолога с администрацией, педагогом и методистами.
Обязательная литература:
1. Актуальные проблемы деятельности педагога-психолога./ Под ред. М.М.Акимовой (отв.ред), Е.П.Бельчиковой, В.Е.Кадочкиной. – Самара : Издательство СИПКРО, 2001 – 111с.
2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство»,1998. – 352 с.
3.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.
3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под.ред И.В.Дубровиной. 2-е издание – М. : ТЦ “Сфера”, 1998 – 528с.
4. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.
Дополнительная литература:
Раздел 4. Психологические методики диагностики педагогической деятельности.
Вопросы для изучения
1.Интервью с педагогом (карьерное консультирование).
2.Профессиональная рефлексия или интервью с самой собой.
3. Анализ и характеристика основных психологических черт личности преподавателя как индивидуальности.
4.Исследование качеств преподавателя в структуре его межличностных отношений.
5.Изучение и анализ профессиональных качеств преподавателя.
6. Оценка эффективности профессиональной деятельности.
Обязательная литература
1.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.
2. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., Международная педагогическая академия. 1995г.
3. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.
Дополнительная литература
Раздел 5. Обзор программ и методик работы психолога с педагогами.
Вопросы для изучения:
1.Педагогическая саморегуляция.
2.Элементы психокоррекции в деятельности педагога.
3.Аутотренинг в работе педагога.
4.Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов
5.Программа социально-психологического тренинга для педагогов.
6.Развитие эффективного стиля педагогического общения.
7.Способы преодоления конфликтов детей и взрослых.
Обязательная литература
1.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.
2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. – (Б-ка учителя нач. классов).
3.НемовР.С. Психология. В 3 кн. Кн.2.Психология образования. –2-е изд. – М., Просвещение: Владос, 1995. – 496с.
4. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под.ред И.В.Дубровиной. 2-е издание – М. : ТЦ “Сфера”, 1998 – 528с.
Дополнительная литература