Ii этап занятий основного цикла 2 страница

Затем попросите детей:

«Оля, покажи мне клювик у каждой птички!»,

«Света, покажи мне крылышки у каждой птички!»,

«Вова, покажи мне хвостики с перышками у каждой птички!» (Попросите об этом только в том случае, если игрушечные птички сделаны достаточно натурально.) Когда дети ответят на вопросы, покажите им, как птички машут своими крыльями (движения обеими руками вверх-вниз), и повторите это движение с каждым ребенком по очереди, одновременно имитируя вместе с ним «голос» конкретной птицы: «Курочка машет крыльями: ко-ко-ко!»

После этого гости остаются за праздничным столом, а все дети переходят за соседний стол. На нем выложите перед детьми картинки с изображениями животных и птиц, а напротив — картинки с нарисованной на них едой. Дети повторяют свои реальные действия, выполненные на занятии, теперь по картинкам. «Света, ты кормила киску. Как она просит еду? („Мяу-мяу“.) Правильно. Выбери для киски еду на этих картинках. Правильно: киска пьет ... молоко». Надо повторить слово вместе с ребенком или попросить его произнести это слово за взрослым, хотя бы в облегченной форме (ко, мо).

Затем гости уходят, каждый гость прощается за руку с каждым ребенком, а своему «кормильцу» еще и низко кланяется.

27. «Помогаем маме: чьи это вещи?»

Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одежды, обувь, другие личные вещи людей.

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т. п.);

• закрепить в активном словаре детей слова-определения, связанные с качественными различиями между предметами (большой — маленький);

• активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «Одежда», «Обувь», «Семья», «Бытовые предметы»;

• учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять важное слово, уже названное взрослым).

Оборудование: некоторые личные вещи родителей (тапочки, перчатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т. п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его личные вещи, коробка для этих вещей.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Сообщите детям, что сегодня каждый из них будет помогать своей маме: «Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: найдем вещи из вашего дома в этой коробке. Скажешь: „Вот!“, когда увидишь что-то свое, мамино или папино».

Предварительно вещи специально отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей меняется количество и состав сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов может быть два — четыре, ближе к двум годам допустимо класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, после двух лет словарный запас детей значительно возрастает, и это позволяет складывать в корзину много предметов.

Можно складывать в коробку вещи сразу нескольких детей, но лучше это делать не в равной пропорции (больше вещей должно принадлежать членам семьи ребенка, который получил это задание). Наиболее простой и доступный набор для этого занятия, как правило, содержит парные одноименные вещи (детские, папины и мамины тапочки и перчатки), в него добавлены так называемые лишние вещи: например, чужой ботинок, шарф, шапка.

Надо очень внимательно подойти к выбору предметов для этой игры, внимательно изучить список слов, понимаемых и употребляемых каждым ребенком, потому что ошибки детей могут быть связаны с неправильным подбором вещей. Например, если в пассивном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как лишний предмет, то ребенок, скорее всего, узнает в них именно свои ключи и произнесет слово «вот». Он знает этот предмет, его назначение в своем доме, а форма и количество ключей на связке для него еще не так важны.

Отобранная ребенком из коробки одежда и обувь выкладывается перед ним на столе, а затем делится на две группы: большую и маленькую. Для этого ребенку задается вопрос в альтернативной форме:

«Это большое или маленькое? Тапочек большой или маленький? Шапка большая или маленькая?» Если ребенок ошибается и, например, называет любую родительскую вещь маленькой, то переспросите его с выразительной интонацией: «Маленькая? Эта вещь маленькая? Подумай!», а потом еще раз повторите альтернативный вопрос.

Когда все вещи разложены, то большие вещи также при помощи альтернативного вопроса делятся на мамины и папины: «Тапочки мамины или папины?» В качестве правильного ответа принимается употребление ребенком облегченного слова типа «мами», «папи».

В заключение ребенку показывают мамину губную помаду и спрашивают: «Это папино?» Надо получить отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой или рукой.

Когда каждый ребенок таким образом разложит свой набор одежды из коробки, то на столе останутся только детские вещи. Можно попробовать разделить их между детьми при помощи вопроса: «Чье это?» Однако надо помнить, что притяжательные местоимения «мое», «мой» в речи большинства детей появляются только к двум годам. Поэтому для детей младшего возраста вполне допустимо в качестве правильного ответа принимать жест (ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди, — этому жесту детей надо предварительно научить).

В конце занятия рекомендуется еще раз закрепить слова «мамина», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки ... папины». Хорошо говорящие дети притяжательное прилагательное в конце фразы могут произносить самостоятельно.

28. «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественных характеристиках огня, снега, воды;

• научить понимать слова-определения, связанные с качественными различиями между предметами (холодный — горячий, грязный — чистый, мокрый — сухой);

• активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «Вода», «Огонь», «Зима»;

• учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять важное слово, уже названное взрослым).

Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снег с улицы, совок, ведерко, стол, стульчики.

Место проведения: игровая комната или на прогулке.

Ход занятия

Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.

Речевые инструкции: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.) «Я дую на руки (жест „грею руки“). Ваня, подуй также на свои руки. А теперь Света подует. Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?» «А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас не понимает и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим ручкам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную речь в этой ситуации и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)

Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передаст совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.

Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступна (С. Н. Цейтлин).

После этого зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!», как описано в занятии 13 «Огонь: погаси свечку». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: „буль-буль“» (как на занятии 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов.

В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе со взрослым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег».

Аналогично отрабатываются фразы: «Снег холодный. А вода нет».

В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый — сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый — грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега).

В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.

После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами попробуйте воду руками и эмоционально отреагируйте: «Ой! Как горячо! Вода горячая!» — или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую подсказку и отвечает на повторно заданный вопрос.

29. «Фрукты: яблоко и апельсин»

Цель: активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (круглый, сладкий, вкусный).

Задачи:

• учить детей по словесной инструкции соотносить цвета предметов между собой для решения практических задач;

• повторить лексику по теме «Продукты питания: фрукты», «Инструменты»;

• учить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым);

• учить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме;

• закрепить умение ребенка выполнять простые движения синхронно, обеими руками.

Оборудование: желтое яблоко, апельсин, маленькие пакетики с апельсиновым и яблочным соком (200 мл), оклеенные снаружи белой бумагой, мячик, по размеру близкий к этим фруктам, стаканы, нож, тарелка, блюдце, бумажные трафареты в виде двух половинок круга, раскрашенные в желтый (2—4 шт.) и оранжевый (2—4 шт.) цвет.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Пригласите детей к столу, на котором на тарелке лежат два предмета: одно яблоко и один апельсин. (Более сложный вариант начала этого занятия: детей можно попросить принести эти два фрукта со стола «в кухне».)

Как правило, названия этих фруктов входят в активный словарный запас детей одними из первых, однако произношение этих слов еще сильно искажено: «песин», «сина», «абика», «акя» или другие варианты звучания. Возьмите в руку один из фруктов (например, апельсин) и, обращаясь к ребенку, спросите: «Это апельсин?» После утвердительного ответа ребенка, не меняя предмет в руке, с той же интонацией спросите у другого ребенка: «Это яблоко?» Если этот ребенок ошибается и отвечает, как и его товарищ, то скажите ему: «Подумай!», и этот же вопрос задайте или третьему ребенку (если за столом трое детей), или первому ребенку (если занимаются двое детей). (Если занимается один маленький ребенок, то взрослому надо поменять предмет в руке, но задать ребенку тот же вопрос.)

Когда все дети правильно ответят на свой вопрос, возьмите в одну руку апельсин, а в другую — яблоко и скажите: «Покажи мне, где яблоко». Затем поменяйте фрукты в руках местами и скажите другому ребенку: «Покажи мне, где апельсин».

Последний вариант этого задания: покажите ребенку два фрукта одновременно, затем спрячьте их за спиной, потом достаньте из-за спины один фрукт, например яблоко, и спросите: «Что это?»

Необязательно задавать одному ребенку на занятии все три варианта вопросов. В зависимости от уровня речевого развития детей можно выбрать один вопрос, наиболее подходящий по трудности для конкретных детей, но в любом случае все вопросы должны задаваться очень динамично, чтобы внимание детей все время было приковано к рукам взрослого, в которых фрукты меняются.

Затем возвратите оба фрукта на тарелку, положите сверху на них свои руки и покажите детям, как фрукты катаются по поверхности тарелки: «Посмотрите, яблочко катится, как мячик. Мячик круглый, и яблочко круглое. И апельсин катится, как мячик. Мячик круглый, и апельсин круглый». (Можно в этот момент достать мячик и положить его рядом с тарелочкой для сравнения.)

После этого каждому ребенку предлагается по очереди покатать мячик. Если ребенок растерялся, взрослый может положить свои руки на руки ребенка и таким образом вместе покатать яблочко одной рукой, а апельсин другой. Разрежьте яблоко и апельсин пополам и несколько раз на глазах у детей соедините и разъедините обе половинки. После того как каждый ребенок попробует соединить один из фруктов, можно переходить к работе с бумажным трафаретом.

Задания «Собери яблочко» и «Собери апельсинчик» выполняются каждым ребенком индивидуально. Для самых маленьких можно подготовить специальный трафарет в виде круга, куда надо будет просто вкладывать две половинки. Одни дети могут просто соединять две половинки одного цвета, детям, которые лучше подготовлены, можно предложить на выбор две разные половинки, из которых надо будет выбрать только одну, нужную по цвету.

Если кто-то из детей вообще впервые выполняет задание на соотнесение по цвету, то он должен получить целые, а не разрезанные фигурки, из которых надо будет выбрать одну, такую же, как у него в руках.

Необходимо так организовать деятельность детей, чтобы они не молчали. Для любого варианта выполнения этого задания важным моментом является необходимость для ребенка обратиться к взрослому с просьбой: «Дай мне это!» (или «Дай мне яблоко!») при подборе нужной по цвету фигурки.

Затем взрослый обращается к детям: «Ваня, сходи на кухню и принеси со стола пакетики с соком. (Вариант: „Сходи в коридор и принеси мою сумку“.) Света, достань с полочки стаканы и поставь их на наш стол».

Когда пакеты с соком принесены и стаканы поставлены на стол, дети опять усаживаются вокруг стола. Покажите детям жест «ножницы» рукой и спросите: «Чем я могу разрезать пакетик с соком? Я режу пакетик ...». Дети помогают взрослому вспомнить нужное слово или повторяют это слово за ним. (Внимание! Если в группе есть ребенок, который еще не начал говорить это слово, он может показать нужный жест, но надо стремиться к тому, чтобы он прореагировал еще и любым возгласом. Это очень важно для активизации его речевой деятельности.)

В конце задания дети угадывают, какой сок в стакане, по цвету, а потом могут и попробовать сок (принеся свои личные чашки). Закрепляются слова «вкусно», «сладко» и словосочетания «вкусный сок», «сладкий сок» в любом доступном для произношения детей облегченном варианте звучания.

30. «Соберемся под елочкой» (итоговое занятие)

Цель: закрепить умение детей использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее распространенные качественные прилагательные (в виде облегченных слов).

Задачи:

• научить соотносить значение прилагательных с характерными признаками отдельных предметов и явлений окружающей действительности;

• научить выполнять речевую инструкцию, содержащую указание на пространственные отношения между предметами;

• научить понимать альтернативный вопрос и по аналогии заданный вместе с ним вопрос со словами «какая», «какой».

Оборудование: елка, игрушки, изображающие животных и птиц, набор продуктов для их кормления (см. занятие 26), открытки или картинки с изображением этих животных и птиц, фотографии детей, упаковочная бумага для подарков, апельсины, яблоки, празднично сервированный стол, стулья.

Место проведения: игровая комната, где установлена новогодняя елка.

Ход занятия

Под елкой и на елке расположите в произвольном порядке подарки. Все подарки заверните в непрозрачную подарочную бумагу и прикрепите к ним соответствующие фотографии или картинки.

Каждый ребенок снимет с елки два подарка: один для себя, другой для своей игрушки. Сначала дети помогают найти подарок своей игрушке.

Речевая инструкция: «Игрушки хотят получить свои подарки. Но они не умеют говорить с елкой и не могут узнать, где их подарки. Ваня, попроси у елочки подарок для зайки. („Дай зайке подарок“.) А какой подарок зайка хочет: большой или маленький? („Большой“.) Подарок у зайки вкусный или нет? („Вкусный“.) Посмотри под елкой: там есть подарок для зайки или нет? („Нет“.) Теперь посмотри сзади елки: там есть подарок для зайки или нет? („Вот!“) Сними этот подарок с елки и положи его на стол, зайке в тарелку. Давай посмотрим, что там внутри. (Ребенок, как умеет, разворачивает подарок). Ой, что это? Это морковка или яблоко? („Морковка“.) Морковка какая: сладкая или нет? („Сладкая“.) (Подарки для других игрушек: ежику — яблоко, котику — пакет молока, собачке — косточка, курочке — хлебушек.)».

Затем каждый ребенок просит подарок для себя (это яблоко или апельсин) и находит его на елке или под елкой с помощью подсказок взрослого. Праздник также дополняется песнями, танцами, хороводом вокруг елки.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1. Уровень слухового и зрительного внимания, понимание обращенной речи.

2. Общая моторная ловкость, точность движений, выполняемых руками.

3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации.

4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий», «средний», «хороший» уровень, два последних — как «очень редкие проявления», «иногда используются», «используются часто».

31. «Дом и его части»

Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Дом».

Задачи:

• активизировать номинативный и глагольный словарь по этой теме и закрепить ранее усвоенные слова из смежной лексической темы («Мебель»);

• закрепить умения регулировать с помощью слов основные «режимные моменты», связанные с жизнью людей в доме (еда, отдых, приветствие гостей и их прием);

• закрепить умение различать на картинках наиболее распространенные обиходные действия (спать, кушать);

• активизировать в речи наречия с противоположным значением: вверх — вниз, много — мало и прилагательных большой — маленький;

• развивать мелкую моторику;

• формировать умение показывать на пальцах числа 1, 2 (число 2 — для детей в возрасте двух лет) при наглядном счете;

• закрепить умение выполнять речевую инструкцию в два действия, связанную с перемещением из одного помещения в другое.

Оборудование: игрушечная мебель (кроватка-качалка, стол, стульчик), кукла, две сюжетные картинки («кукла кушает», «кукла спит») и изображение кукольного дома (крупный рисунок дома с одной дверью, одним окошком на первом этаже, двумя окошками на втором этаже, одной трубой на крыше, лесенкой из двух-трех ступенек к входной двери).

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Сначала вспомните с детьми занятие «У нас гости!». (Для детей младше 2 лет занятие обязательно предварительно еще раз повторяется.)

Речевая инструкция: «Дети, кто приходил к нам в гости? Мишка или зайка? („Зайка“.) Зайке показывали, где мы спим? („Да“.) Ваня, покажи свою кроватку. („Вот“.) А это чья кроватка, Олина или Светина? („Моя“.) Мы кормили зайку? („Да“.)

Зайка мыл лапки перед едой? („Нет“.) А мы моем наши ручки? („Да“.) Где мы моем наши ручки? (Сказать словом или показать жестом.) Поднимите ручки вверх! („Вверх!“) Покажите мне, какие они у вас чистые! („Чистые!“) Опустите ручки вниз! („Вниз!“) Спасибо! А сейчас к нам в гости придет новая кукла. Ее зовут Оля. Ваня, покажи мне (на картинке), где кукла Оля спит (на выбор две картинки: „Кукла кушает“, „Кукла спит“). Ваня! Что делает кукла? Кукла ... (спит)». Ребенок обычно использует облегченное слово типа «бай-бай». «Света, покажи, где кукла кушает. Света! Что делает кукла? Кукла ... (кушает)». Ребенок обычно использует облегченное слово типа «ням-ням». «А вот и кукольный домик. Дети, что это такое? („Дом“.) Саша, покажи нам, где дверь. Света, покажи мне, сколько окон внизу. А сколько окон наверху?» При показе одного окна ребенок указательным пальцем дотрагивается до его изображения на рисунке, а затем показывает количество на пальцах (жест «один»). Аналогично выполняется показ двух окон (с помощью указательного и среднего пальцев), а затем и их количество на пальцах (жест «два»).

Жест «один» (и жест «два» для детей в возрасте двух лет) не изучается на этом занятии, он должен быть предварительно усвоен всеми детьми. Некоторые дети при показе жестами количества «один», «два» могут спонтанно произнести и эти слова, однако специально добиваться этого не надо. В заключение задайте детям вопрос: «Сколько окон в кукольном домике: много или мало?» («Много».)

Затем дети также показывают на картинке остальные части кукольного домика: крышу, трубу, лестницу, ступеньку. Когда дети заканчивают рассматривать картинку, слышится стук во входную дверь. Не прерывайте занятие, сделайте вид, что не слышите стук. Вам надо дождаться реакции детей на этот сигнал и пронаблюдать, как они будут действовать, стараясь привлечь ваше внимание к двери, смогут ли попросить словами открыть запертую дверь. (Как правило, дверь не заперта, а только плотно прикрыта, но дети не могут дотянуться до ручки или повернуть ее в нужную сторону.) Хорошо, если кто-то из детей сможет обратиться к вам за помощью, используя слово «открой». Если дети сами не используют это слово, надо подсказать им: «Стучат! Ваня, открой дверь! Не получилось? Позови Свету, пусть Света откроет дверь!» Дверь открывают совместными усилиями при помощи взрослого. В коридоре детей ждет кукла Оля. Все хором здороваются с куклой. Повторяется знакомство куклы с группой, как в игре «У нас гости!», однако на этот раз не рассказывайте, а только помогайте детям провести куклу по помещению. Речевая инструкция: «Ваня, покажи кукле, где мы спим. Оля, скажи кукле, как это называется». («Кровать».) Дети, показав кукле помещение, приглашают ее «к столу», а затем укладывают спать. (Используется набор игрушечной мебели.)

Речевая инструкция: «Кукла Оля хочет есть. Мы сядем за большой стол, а куклу посадим за столик. Наш стол большой, а кукольный столик ... (маленький). Наш стул большой, а кукольный стульчик ... (маленький). У нас тарелки большие, а у куклы Оли тарелочка ... (маленькая). У куклы ложечка ... (маленькая), а у нас ложки ... (большие). У куклы ротик ... (маленький). А у меня рот ... (большой). Кукле еды надо мало, а нам ... (много). Я кладу кукле ... (хлеб). Хлеба мало, кусочек всего ... (один). Я кладу хлеб для нас. Хлеба ... (много), у нас на тарелке лежит много кусочков хлеба. Кукла ... (кушает, ням-ням). Кукла говорит нам ... (спасибо)».

В конце занятия дети укладывают куклу спать в маленькую кроватку и укачивают ее, поют ей колыбельную песенку. Поощряйте детей к использованию в самостоятельной речи обращений к кукле с помощью глаголов (спать, спи, петь) и облегченных слов (кач-кач, ля-ля-ля, баю-бай).

Кукла уснула. («Тс! Тише!») Все тихонько встают и выходят из комнаты, чтобы не разбудить куклу.

32. «Семья»

Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья».

Задачи:

• активизировать номинативный и глагольный словарь по этой теме, а также ранее усвоенные слова из смежных лексических тем («Дом», «Мебель»);

• научить различать на картинках людей разного пола и возраста, определять их роли в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь), научить умению использовать отдельные слова в своей речи;

• научить различать на картинках и называть наиболее распространенные обиходные действия людей в семье (спать на кровати, кушать за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор и т. п.);

• активизировать в речи прилагательные с противоположным значением «большой — маленький», качественные прилагательные «хороший — плохой», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимения «мой», «твой».

Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному формату фотографий 10 x 15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, стол, стулья.

Место проведения: игровая комната.

Ход занятия

Пригласите детей к столу и попросите их показать, в каком окошке нарисованного домика видна мама каждого ребенка.

Речевая инструкция: «Вот домик. В окошки смотрят наши мамы. Чья это мама? („Моя“.) Правильно, это мама Светы. А это чья мама: Вовы или Вани?» (Вова отвечает «моя» или называет свое имя.) Ребенку, который молчит и не называет свою маму, в окошке специально покажите фотографию чужой мамы и спросите: «Это твоя мама?», добиваясь отрицательного ответа: «Нет». Следующей покажите фотографию его мамы. («Да».) Затем составьте вместе с детьми следующую фразу: « Это мама Оля. У нее есть дочка. Дочку зовут ... (Света). Света — хорошая девочка (последнее предложение можно повторить несколько раз, побуждая ребенка поглаживанием по головке к совместному говорению)». Данное задание выполняется индивидуально с каждым ребенком, варьируется в зависимости от имени мамы и пола ребенка. Затем переходите к знакомству с составом семьи каждого ребенка. Для этого в каждое окошко поместите фотографию одного члена семьи, проживающего вместе с ребенком (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). В словаре ребенка, как правило, слова «брат» и «сестра» появляются значительно позже, чем традиционные «мама, папа, баба, деда». Поэтому при рассказе о семье ребенка его братья и сестры называются по именам, хотя затем можно и повторить фразу, назвав «Сашу» как «брат Саша».

Речевая инструкция: «Вот дом. Здесь живет мама Вовы. А еще здесь живет папа Вовы. И бабушка Вовы живет здесь. Вова! Познакомь нас с ними. Покажи, где твоя мама? („Вот мама“.) Маму зовут Оля или Таня?» («Мама Оля».)

Если ребенок при ответе на эти вопросы избегает нужных ответов, а просто использует указательный жест (вместо ответа на первый вопрос) или повторяет слово «мама» (вместо ответа на второй вопрос), то не следует требовать от него сказать правильно. У детей, особенно малоговорящих, часто уже сформировано негативное отношение к директивным указаниям типа «Скажи, как ...». Поэтому целесообразно обращаться к такому ребенку с «замаскированным» под просьбу о помощи вопросом: «Я не услышала имя, повтори его, пожалуйста, погромче». (Вариант: «Повтори имя мне на ушко».) Или: «Я не увидела, кто это! Покажи еще раз! Это мама?» Необходимо поощрять любую речевую активность ребенка при выполнении этого задания.

В заключение показывается общая семейная фотография (желательно, чтобы она была крупных размеров) и еще раз вместе с ребенком перечисляются все члены его семьи: «Это ... (мама). Ее зовут ... (Оля). А это ... (папа). Его зовут ... (Сережа). А это кто? (Покажите на фотографии на самого ребенка.) („Вова“ — ребенок называет свое имя.) Вова — мальчик. Вова хороший мальчик? („Хороший“.) Вовина семья — это (еще раз покажите ребенку на фотографии каждого члена семьи по очереди и назовите их вместе с ребенком)... мама, папа, Вова».

В конце занятия дети знакомятся с домашними делами. Расскажите и покажите на крупной сюжетной картинке, кто из членов семьи что делает по дому. При этом в рассказе должны использоваться не обобщенные выражения типа «мыть посуду», а конкретные слова «мыть чашки», точно соответствующие изображению на сюжетной картинке, например: «Мама моет чашки».

Наши рекомендации