Методика тренировок
Немного хочется добавить о том, как я учился проводить спортивные занятия с детьми. Вообще вопрос спортивной и методической подготовки родителя в такой ситуации весьма важен. Если бы я сам много лет не занимался спортом, то вряд ли смог бы действовать столь эффективно и грамотно, осуществляя физическое развитие своих детей. Я не готов писать учебник на данную тему. Да и нужен тут не учебник, а практический опыт собственных тренировок. Но могу сформулировать несколько моментов, специфичных для семейных спортивных занятий, которые я осознал за много лет.
Первое и самое главное. Можно учиться вместе с детьми. Если год за годом наблюдаешь своего ребенка, если занимаешься с ним, если входишь с ним в глубокий психологический контакт, то постепенно начинаешь чувствовать его физические возможности, его ритм активности, его усталость, его интерес. Действуя разумно и осторожно, не гонясь за яркими внешними результатами, осознавая необходимость разнообразных физических нагрузок для нормального развития детей, мы можем продвигаться спокойно и естественно. Со временем наш опыт растет, наши действия становятся все более четкими и все более соответствующими ситуации.
Второй момент – это детский стиль интереса, стиль игры, стиль не только физического, но и эмоционального взаимодействия в спортивной тренировке. Семья представляет собой некое единство. Мы тут все свои. Мы не только делаемся сильнее, гибче и координированнее. Мы общаемся, мы вместе, нам хорошо вот так играть, мы понимаем друг друга. Малыши не только улучшают показатели своего физического развития. Они еще параллельно изучают спортивные снаряды, исследуют возможности своих рук и ног, осваивают ориентацию в трехмерном пространстве…
Третье – это вовлеченность взрослого. Не только «я тренер», но и «я участник». Обязательно! Без такой позиции трудно. Здесь требуется некоторый навык, определенная привычка подстраиваться под малышей, под их ритмы и способы физической активности. Я подошел к данной ситуации как к работе по расширению спектра своих физических и психических навыков. В одном и том же процессе развивались и мои дети, и я сам.
Многие физически крепкие мужчины недооценивают данного аспекта. Но на Востоке говорят: «Настоящий мастер боевых искусств должен быть в один и тот же момент готов и поцеловать любимую девушку, и отразить самое жестокое нападение». Это как раз, помимо всего прочего, и о спектре возможностей. И я бы добавил: «И поиграть с ребенком».
Тренировки с детьми дают немало. Особенно в плане тонкой и аккуратной координации движений. А также в плане раскрепощения, освобождения от чрезмерно узких рамок привычных форм движений. Именно совместные тренировки с маленькими детьми дали мне основу для последующих занятий небоевым тай-цзи и танцем-импровизацией.
Четвертое – ломка психологических стереотипов. От идей типа «на стол нельзя вставать ногами» до постоянного стремления усаживать детей исключительно за тихие занятия. От странных убеждений, будто бы взрослый человек не должен валяться на полу и дрыгать ногами, до иллюзий, будто бы мужской характер и сила воли вырабатываются в положении сидя на мягком диване перед телевизором и с тарелкой чего-нибудь сладенького. От непривычки ходить босиком до фатальной уверенности в том, что современный человек якобы навсегда утратил связь с Природой…
Отказ от привычных, но сделавшимися ненужными установок помогает взрослому легче находить контакт с детьми, с подростками. Заодно это процесс внутреннего роста, внутреннего раскрепощения. У разных людей разные представления о том, что допустимо, а что недопустимо. Кому-то покажется неприемлемым мой радикальный стиль. Но что в нем такого уж радикального? Я же не прыгаю на диване в гостях и не скачу на одной ноге в вагоне метро. Да и мои дети воспитаны, что называется, прилично. Они всегда понимали, где можно кувыркаться и орать, а где нельзя.
Отказ от жестких внутренних стереотипов представляет собой, прежде всего, психологическую позицию. «Нельзя? А почему, собственно, нельзя? Мы что-то сломаем? Или мы кого-то обидим? Или соседям снизу помешаем? Или травму так получить много шансов?.. Если что-то такое, то, конечно, нельзя. А вот если это нечто вроде убежденности в том, что Земля плоская, то…»
На поверку оказывается, что очень многое «можно». Дети учат нас естественному взгляду на вещи, взгляду без исходных предубеждений. Когда мы следуем за ними в таком их подходе к домашним предметам, к движениям, ко всему пространству квартиры, то между нами возникает взаимопонимание. Делается легче вырабатывать общий стиль игр, тренировок, учебы.
Ну и пятое – это много-много-многовариантность и разнообразие. Нет двух одинаковых тренировок. Различные виды нагрузок, непривычные новые движения, занимательные игровые упражнения… – все это делает процесс более эффективным и динамичным.
К примеру, одни и те же приседания можно выполнить целой кучей несколько отличающихся друг от друга способов. Обычные приседания, приседания на полной стопе, приседания на одной ноге, чередование этих способов в одной серии движений… Руки во время приседаний можно держать прямыми перед собой, прямыми в стороны, прямыми вверх, а также за спиной, за головой, свободно (как попало)… Сжать руку в кулак или повернуть ладони кверху – уже чуть-чуть иное движение. Выполняя упражнение, можно держаться за шведскую стенку, за стойку спорткомплекса, сразу за две стойки спорткомплекса, за дверной косяк, за стул…
Наш взрослый интеллект почти не видит разницы там, где для восприятия ребенка различие огромно. Ну, приседаем. Тренируем передние мышцы бедер. Ну, посчитаем количество раз…
А на самом деле, приседания на полу отличаются от приседаний, выполняемых на мягком диване. Да и вообще в разных местах квартиры одно и то же упражнение ощущается как не совсем одно и то же. Кое-что зависит и от того, куда мы повернуты лицом: к окну, к стене, к двери, друг к другу…
Кстати, можно выполнять приседания в парах, держась за руки. Или взять в руки гантели, гимнастическую палку, мяч… – и количество вариантов стремительно возрастает.
А ритм! Свободный, под счет, по хлопку, ускоряющийся, замедляющийся, неравномерный… Приседать в быстром темпе – вовсе не то же самое, что приседать в темпе медленном, отдыхая после каждого приседания.
Точно так же можно модифицировать почти любое упражнение. Варианты рождаются по ходу тренировки. Я никогда не продумывал ее заранее. Следуя принципу безграничности, я просто импровизировал. Повторяю, я вовсе не такой уж хороший спортсмен или тренер. Творчество в сфере движений – вещь абсолютно доступная. Речь ведь идет не о подготовке мастеров спорта, а о семейных домашних занятиях с детьми.