Дидактические игры и упражнения
ЛОГОПЕД В ДОУ
АЛ. Арефьева
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
ТЕМЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ЛЕТ
Методическое пособие
Арефьева Л.Н.
А80Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в ДОУ».) 978-5-89144-867-4
В пособии представлены дополнительные материалы для занятий по развитию речи с детьми с ОНР, ФФН 4—8 лет.
Автор, старший логопед ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВУО, систематизировала весь материал занятий (апробированный кроме того, и в начальных классах школы № 1967 ЮВУО) по лексическим темам — удобным для практической работы специалиста.
Для логопедов и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
ББК 74.102
, Арефьева Лариса Николаевна
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4—8 ЛЕТ
Методическое пособие
Редактор О.А. Орлова
Художник Е.В. Кустарова
Корректоры Л.Б. Успенская, Э.С. Корчагина
Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.
Подписано в печать 15.05.08. Формат 60 х 90У|6.
Гарнитура Балтика. Усл. п. л. 8,0. Доп. тираж 3000 экз.
Заказ № 9296
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
«Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова».
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2.
I5ВN 978-5-89144-867-4 |
© ООО «ТЦ Сфера», 2004
От автора
Занятия по развитию речи в коррекционных группах общего недоразвития речи (ОНР) и фонетико-фонематического недоразвития (ФФН) проводятся в соответствии с лексическими темами. Этот принцип положен в основу настоящего методического пособия.
Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного Словаря, неточное употребление экспрессивной лексики — парафазии, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности Дифференциации таких понятий, как «овощи — фрукты», «дикие - домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов.
Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.) у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
Систематизированный автором пособия на основе различных источников материал предназначен для развития речи детей, имеющих трудности в формировании указанных лексико-граммати-ческих представлений, и способствует постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи. Дидактические игры и упражнения предваряем познавательная часть, которая ориентирует педагога и логопеда в объеме информации, которую должен усвоить ребенок в ходе занятия. В тех случаях, когда возраст детей не указан, игры и упражнения можно использовать в работе с детьми 4—8 лет.
Чтение стихов, отгадывание загадок, подвижные игры (минутки отдыха), предложенные автором, расширяют кругозор, помогают формированию у детей двигательных навыков, Точной координации, дифференциации движений различных частей тела, способствуют общему развитию детей, в том числе развитию речи, включая занятия в контекст их ведущей деятельности — игровой и учебной.
Автор приносит свои извинения, если не указал некоторых писателей и поэтов, чьи стихи приводятся в книге.
ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
— имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;
— названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними;
— расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду: кухня, бассейн, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная;
— названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т.д.
Расширение словарного запаса детей:
названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;
признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;
действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.
Грамматический строй речи
Образование существительных единственного и множественного числа (детям от 5 лет)
Комната — комнаты — много комнат,спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек.