Общие сведения о кафедре и преподавателях
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гистологии
СИЛЛАБУС
По дисциплине Gist-2 3206 -Гистология-2
Для специальности:5В130100 - - Общая медицина
Количество кредитев: 3
Объем учебных часов: 136 часов – 3 кредита
Курс 3
Семестр: 5, 6
Караганда 2015
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-2» для специальности 5В130100 – «Общая медицина»
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
« ____ » ____.2015 г. Протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________ Есимова Р.Ж.
Общие сведения о кафедре и преподавателях
Кафедра гистологии
· Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 24 года. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г. Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Научный консультант магистранта по специальности медико-профилактическое дело. В соавторстве изданы на казахском языке 2 учебника. Автор 6 учебно-методических пособий на казахском языке. Чтение лекций и ведение практических занятий и СРСП на казахском и русском языках.
· Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы – 46 лет. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Научный руководитель магистранта по специальности общая медицина. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение практических занятий и СРСП на русском языке.
· Профессор кафедры Жанайдарова Галина Уразовна, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 30 лет. Научные интересы: экспериментальная гипокинезия, антенатальная интоксикация этанолом, эмбриональный гистогенез, ранний постнатальный гистогенез, мышечная система, экология. Научная школа: кандидатская диссертация на тему: «Морфология нервно-мышечного аппарата дыхательных мышц при экспериментальной гипокинезии», 1981г., докторская диссертация на тему: «Эмбриональный и ранний постнатальный гистогенез сердечной мышцы при антенатальной интоксикации этанолом», 1998г. Автор 80 научных работ. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на русском языке.
· Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы – 48 лет. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной в 1974г. в г. Караганде. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на казахском и русском языках.
· И.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 23 года. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г. Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. В соавторстве изданы на казахском языке 2 учебника. Автор 6 учебно-методических пособий на казахском языке. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на казахском и русском языках.
· Преподаватель кафедры: Утибаева Ракима Амержановна, кандидат биологических наук, стаж педагогической работы – 24 года. Научные интересы: перекисное окисление липидов и антиоксидантная защита животных в эксперименте. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Влияние салсоколлина и алиментарного фактора на перекисное окисление липидов и антиоксидантную защиту при дефиците железа». Защищена в 2002г. в г. Алматы. Изданы 2 учебника и 1 учебно-методическое пособие. Ведение практических занятий и СРСП на русском языке.
· Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 18 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Изданы 3 учебно-методических пособий. Ведение практических занятий и СРСП на казахском и русском языках.
· Преподаватель-стажер кафедры: Койшыманова Улболсын Сериковна стаж педагогической работы 3 года. Ведение занятий на казахском языке. Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.
· Преподаватель кафедры: Кушербаев Султан Асанбаевич, Стаж педагогической работы 1 год. магистр по специальности «биология». Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.
· Преподаватель-стажер кафедры: Абаимова Анастасия Юрьевна. стаж педагогической работы 1 год. Ведение практических занятий и СРСП на русском языке.
· Преподаватель-стажер кафедры: Шайхаттарова Улбала Сериковна. магистр по специальности «Общественное здравоохранение». Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.
· Преподаватель кафедры: Сейілханова Айгерім Әкімтайқызы . магистр естественных наук по специальности биология. Педагогический стаж 4 года. Ведение практических занятий и СРСП на английском языке.
· Преподавыатель кафедры Алдабергенова Шаттык Тасбулатовна. Педагогический стаж 3 года. Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.
Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.
Политика дисциплиныотражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.
Введение.
Гистология-2 является фундаментальной медико-биологической дисциплиной, которая в интеграции с другими дисциплинами ставит своей целью обеспечение достижения конечных результатов обучения пропедевтики внутренних болезней с особенностями детского возраста.
Она отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном, обеспечивающим фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология-2 закладывает основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности тканей и органов организма человека в норме и при патологии.
Цель дисциплины:Формирование у студентов современных знаний о структурной организации органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем с учетом возрастных особенностей.
Задачи обучения:
Ø Знания: Идентифицировать гистофункциональные особенности тканевых компонентов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем.
Ø Понимание: Объяснять дифференцировку клеток тканей органов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем .
Ø Использование знаний и понимания на практике:Владеть терминамии основными понятиями в гистологии; оценивать гистофункциональные особенности тканей на основе данных микроскопии и гистохимии; использовать знания в решении ситуационно-клинических задач.
Ø Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:Определять структуры клеток и тканей органов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем при микроскопировании, оценивать их изменения в связи с адаптационными реакциями организма, анализировать полученные знания с целью профилактики заболеваний.
Ø Передача собственного понимания и умений: Демонстрировать собственные знания при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач, формулировать собственные выводы, представляя информацию в виде рефератов, проектов и презентации.
Ø Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение:Применять вышеперечисленное обучение для самостоятельного изучения изменений структурной организации тканей в различных органах дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем при их патологии.
Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы первого уровня (бакалавриат) | Пирамида Блума | Конечные результаты обучения по дескрипторам | Достигнутые компетентности выпускника КГМУ | |
A | Демонстриро-вать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области; | Знание | Определять цель и значение гистологии для изучения патологии органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Идентифицировать компоненты структурной организации клеточных и неклеточных структур тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. | 1, 2,4 |
Понимание | Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Описать микро-и ультраструктурную картину тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Интерпретировать изменения структуры клеток и тканей органов вышеуказанных систем. в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. | 1, 2, 4 | ||
B | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне; | Применение | Демонстрировать владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины. Осуществлять микроскопическое описание гистофункциональных особенностей тканевых элементов органов различных систем. Изображать в виде рисунка микроскопическое строение органов различных систем. Определять основные закономерности регенерации тканей органов различных систем. Соотносить возрастные изменения клеток и тканей органов различных систем. Решать ситуационные/клинические задачи по гистологии органов различных систем. Оценивать изменения в структуре клеток и тканей органов систем организма в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. | 1, 2, 4, 6,7 |
C | Формулиро-вать аргументы и решать проблемы в изучаемой области; | Анализ | Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей органов систем организма. Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гисто-физиологией тканей органов в норме и профилактикой нарушений в организме. | 1, 2, 4, 5 |
D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений | Синтез | Демонстрировать собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач по органам различных систем. Формулировать собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей органов систем в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах. Уметь подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой. | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
E | Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам. | Оценка | Оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представлятьь информацию на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. Передавать студентам (преподавателям) экзаменаторам собственные выводы, знания и умения. | 2, 3,4,6,7 |
Перечень компетенций: 1. Общая образованность 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки
Пререквизиты:анатомия-1, гистология-1
Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни
Краткое содержание дисциплины
Дисциплина Гистология -2 включает в себя следующие системы:
1. Дыхательная система
2. Сердечно-сосудистая система
3. Опорно-двигательная система
4. Эндокринная система.
5. Нервная система.
6. Пищеварительная система
7. Мочеполовая система.
8. Система крови.
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продолжительность |
Дыхательная система | |||
1. | Гистофизиологические особенности строения и методы физикального исследования органов дыхания | Интегрированная физиология/гистология/ПВБ | 0,25/0,25/50 |
Сердечно-сосудистая система | |||
1. | Структурно-функциональная характеристика стенки сердца | Лекция-визуализация | 1 час |
Эндокринная система | |||
1. | Центральное и периферическое звено эндокринной системы | Проблемная | 1 час |
Нервная система | |||
1. | Кора полушарий большого мозга. Мозжечок. | Проблемная | 1 час |
Пищеварительная система | |||
1. | Гистология слизистой оболочки пищеварительной трубки | Лекция-визуализация | 1 час |
Мочеполовая система | |||
1. | Гистология органов мочевыделительной системы | Проблемная | 1час |
Кроветворная система | |||
1. | Структурно-функциональная характеристика органов кроветворения | Лекция-визуализация | 1час |
Всего часов: | 6 часов 25 мин. |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов | Сферы компетентности |
Дыхательная система | ||||
Гистология полости носа. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология воздухоносных путей. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология респираторного отдела легкого | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Сердечно-сосудистая система | ||||
Гистология сердца и артерий | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология вен, МЦР и лимфатических сосудов. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Опорно-двигательная система | ||||
Гистология кожи, тканевой состав. Производные кожи. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Эндокринная система | ||||
Гистология гипоталамуса, гипофиза, эпифиза. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Нервная система | ||||
Гистология спинного мозга. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология коры полушарий головного мозга, мозжечка | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология ганглия, нерва, рефлекторной дуги. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Пищеварительная система | ||||
Гистология органов переднего отдела пищеварительной трубки | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология пищевода, желужка, кишечника. | PBL(проблемно-ориентированное обучение) | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология печени и поджелудочной железы | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Мочеполовая система | ||||
Гистология почек и мочевого пузыря.. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Гистология семеников, семявыносящих путей, простаты. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Кроветворная система | ||||
Гистология красного костного мозга, вилочковой железы, лимфатического узла, селезенки. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов | 1, 2, 3, 4, 5 | ||
Всего часов: |
Тематический план СРСП:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продолжительность |
Дыхательная система | |||
Структурно-функциональная характеристика верхнего отдела дыхательной системы | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика воздухоносного аппарата и. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика респираторного отдела легких | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Сердечно-сосудистая система | |||
Структурно-функциональная характеристика сердца и артерий. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика МЦР, вен и лимфатических сосудов. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Опорно-двигательная система | |||
Структурно-функциональная характеристика органов опорно - двигательной системы | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Эндокринная система | |||
Структурно-функциональная характеристика органов центральной эндокринной системы. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика органов периферической эндокринной системы | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Диффузная эндокринная система. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Нервная система | |||
Структурно-функциональная характеристика спинного мозга | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика органов центральной нервной системы | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика ганглия, нерва, рефлекторной дуги. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Пищеварительная система | |||
Структурно-функциональная характеристика органов переднего отдела пищеварительной трубки | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика пищевода, желудка, кишечника. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика желез пищеварительной трубки. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Мочеполовая система | |||
Структурно-функциональная характеристика почек,мочеточников, мочевого пузыря. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Структурно-функциональная характеристика семенников, семявыносящих путей, простаты. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Гистология яичника, яйцеводов, матки, молочных желез. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Кроветворная система | |||
Структурно-функциональная характеристика центральных и периферических органов кроветворения. | Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов | ||
Всего часов: |
Время консультаций и отработок пропущенных по уважительным причинам занятий: еженедельно по субботам с 10.00 час. до 13.00 час на кафедре гистологии по адресу Алалыкина 7. Также смотрите на кафедре график отработок и консультации отдельных преподавателей.
Время рубежного контроля: по плану учебной части. Рубежный контроль проводится в отделе компьютерного тестирования.