Общие сведения о кафедре и преподавателях

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гистологии

СИЛЛАБУС

По дисциплине Gist-2 3206 -Гистология-2

Для специальности:5В130100 - - Общая медицина

Количество кредитев: 3

Объем учебных часов: 136 часов – 3 кредита

Курс 3

Семестр: 5, 6

Караганда 2015

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-2» для специальности 5В130100 – «Общая медицина»

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

« ____ » ____.2015 г. Протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________ Есимова Р.Ж.

Общие сведения о кафедре и преподавателях

Кафедра гистологии

· Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 24 года. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г. Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Научный консультант магистранта по специальности медико-профилактическое дело. В соавторстве изданы на казахском языке 2 учебника. Автор 6 учебно-методических пособий на казахском языке. Чтение лекций и ведение практических занятий и СРСП на казахском и русском языках.

· Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы – 46 лет. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Научный руководитель магистранта по специальности общая медицина. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение практических занятий и СРСП на русском языке.

· Профессор кафедры Жанайдарова Галина Уразовна, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 30 лет. Научные интересы: экспериментальная гипокинезия, антенатальная интоксикация этанолом, эмбриональный гистогенез, ранний постнатальный гистогенез, мышечная система, экология. Научная школа: кандидатская диссертация на тему: «Морфология нервно-мышечного аппарата дыхательных мышц при экспериментальной гипокинезии», 1981г., докторская диссертация на тему: «Эмбриональный и ранний постнатальный гистогенез сердечной мышцы при антенатальной интоксикации этанолом», 1998г. Автор 80 научных работ. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на русском языке.

· Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы – 48 лет. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной в 1974г. в г. Караганде. Автор 2 учебно-методических пособий. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на казахском и русском языках.

· И.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 23 года. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г. Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. В соавторстве изданы на казахском языке 2 учебника. Автор 6 учебно-методических пособий на казахском языке. Чтение лекций и ведение занятий и СРСП на казахском и русском языках.

· Преподаватель кафедры: Утибаева Ракима Амержановна, кандидат биологических наук, стаж педагогической работы – 24 года. Научные интересы: перекисное окисление липидов и антиоксидантная защита животных в эксперименте. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Влияние салсоколлина и алиментарного фактора на перекисное окисление липидов и антиоксидантную защиту при дефиците железа». Защищена в 2002г. в г. Алматы. Изданы 2 учебника и 1 учебно-методическое пособие. Ведение практических занятий и СРСП на русском языке.

· Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 18 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Изданы 3 учебно-методических пособий. Ведение практических занятий и СРСП на казахском и русском языках.

· Преподаватель-стажер кафедры: Койшыманова Улболсын Сериковна стаж педагогической работы 3 года. Ведение занятий на казахском языке. Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.

· Преподаватель кафедры: Кушербаев Султан Асанбаевич, Стаж педагогической работы 1 год. магистр по специальности «биология». Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.

· Преподаватель-стажер кафедры: Абаимова Анастасия Юрьевна. стаж педагогической работы 1 год. Ведение практических занятий и СРСП на русском языке.

· Преподаватель-стажер кафедры: Шайхаттарова Улбала Сериковна. магистр по специальности «Общественное здравоохранение». Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.

· Преподаватель кафедры: Сейілханова Айгерім Әкімтайқызы . магистр естественных наук по специальности биология. Педагогический стаж 4 года. Ведение практических занятий и СРСП на английском языке.

· Преподавыатель кафедры Алдабергенова Шаттык Тасбулатовна. Педагогический стаж 3 года. Ведение практических занятий и СРСП на казахском языке.

Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.

Политика дисциплиныотражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.

Введение.

Гистология-2 является фундаментальной медико-биологической дисциплиной, которая в интеграции с другими дисциплинами ставит своей целью обеспечение достижения конечных результатов обучения пропедевтики внутренних болезней с особенностями детского возраста.

Она отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном, обеспечивающим фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология-2 закладывает основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности тканей и органов организма человека в норме и при патологии.

Цель дисциплины:Формирование у студентов современных знаний о структурной организации органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем с учетом возрастных особенностей.

Задачи обучения:

Ø Знания: Идентифицировать гистофункциональные особенности тканевых компонентов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем.

Ø Понимание: Объяснять дифференцировку клеток тканей органов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем .

Ø Использование знаний и понимания на практике:Владеть терминамии основными понятиями в гистологии; оценивать гистофункциональные особенности тканей на основе данных микроскопии и гистохимии; использовать знания в решении ситуационно-клинических задач.

Ø Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов:Определять структуры клеток и тканей органов органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем при микроскопировании, оценивать их изменения в связи с адаптационными реакциями организма, анализировать полученные знания с целью профилактики заболеваний.

Ø Передача собственного понимания и умений: Демонстрировать собственные знания при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач, формулировать собственные выводы, представляя информацию в виде рефератов, проектов и презентации.

Ø Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение:Применять вышеперечисленное обучение для самостоятельного изучения изменений структурной организации тканей в различных органах дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем при их патологии.

Конечные результаты обучения:

  Дублинские дескрипторы первого уровня (бакалавриат) Пирамида Блума Конечные результаты обучения по дескрипторам Достигнутые компетентности выпускника КГМУ
A Демонстриро-вать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области; Знание Определять цель и значение гистологии для изучения патологии органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Идентифицировать компоненты структурной организации клеточных и неклеточных структур тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. 1, 2,4
Понимание Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Описать микро-и ультраструктурную картину тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей органов дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, эндокринной, нервной, пищеварительной, мочеполовой и кроветворной систем. Интерпретировать изменения структуры клеток и тканей органов вышеуказанных систем. в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. 1, 2, 4
B Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне; Применение Демонстрировать владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины. Осуществлять микроскопическое описание гистофункциональных особенностей тканевых элементов органов различных систем. Изображать в виде рисунка микроскопическое строение органов различных систем. Определять основные закономерности регенерации тканей органов различных систем. Соотносить возрастные изменения клеток и тканей органов различных систем. Решать ситуационные/клинические задачи по гистологии органов различных систем. Оценивать изменения в структуре клеток и тканей органов систем организма в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. 1, 2, 4, 6,7
C Формулиро-вать аргументы и решать проблемы в изучаемой области; Анализ Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей органов систем организма. Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гисто-физиологией тканей органов в норме и профилактикой нарушений в организме. 1, 2, 4, 5
D Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений Синтез Демонстрировать собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач по органам различных систем. Формулировать собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей органов систем в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах. Уметь подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
E Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам. Оценка Оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представлятьь информацию на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях Владеть навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. Передавать студентам (преподавателям) экзаменаторам собственные выводы, знания и умения. 2, 3,4,6,7

Перечень компетенций: 1. Общая образованность 2. Знания биомедицинских наук 3. Коммуникативные навыки 4. Навык постоянного самосовершенствования 5. Навыки научных исследований 6. Навык работы в команде 7. Профессионализм 8. Клинические навыки

Пререквизиты:анатомия-1, гистология-1

Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни, детские болезни

Краткое содержание дисциплины

Дисциплина Гистология -2 включает в себя следующие системы:

1. Дыхательная система

2. Сердечно-сосудистая система

3. Опорно-двигательная система

4. Эндокринная система.

5. Нервная система.

6. Пищеварительная система

7. Мочеполовая система.

8. Система крови.

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения Продолжительность
Дыхательная система
1. Гистофизиологические особенности строения и методы физикального исследования органов дыхания Интегрированная физиология/гистология/ПВБ 0,25/0,25/50
Сердечно-сосудистая система
1. Структурно-функциональная характеристика стенки сердца Лекция-визуализация 1 час
Эндокринная система
1. Центральное и периферическое звено эндокринной системы Проблемная 1 час
Нервная система
1. Кора полушарий большого мозга. Мозжечок. Проблемная 1 час
Пищеварительная система
1. Гистология слизистой оболочки пищеварительной трубки Лекция-визуализация 1 час
Мочеполовая система
1. Гистология органов мочевыделительной системы Проблемная 1час
Кроветворная система
1. Структурно-функциональная характеристика органов кроветворения Лекция-визуализация 1час
  Всего часов:   6 часов 25 мин.

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Кол-во часов Сферы компетентности
Дыхательная система
Гистология полости носа. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология воздухоносных путей. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
  Гистология респираторного отдела легкого Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5  
Сердечно-сосудистая система
Гистология сердца и артерий Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология вен, МЦР и лимфатических сосудов. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Опорно-двигательная система
Гистология кожи, тканевой состав. Производные кожи. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Эндокринная система
Гистология гипоталамуса, гипофиза, эпифиза. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Нервная система
Гистология спинного мозга. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология коры полушарий головного мозга, мозжечка Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология ганглия, нерва, рефлекторной дуги. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Пищеварительная система
Гистология органов переднего отдела пищеварительной трубки Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология пищевода, желужка, кишечника. PBL(проблемно-ориентированное обучение) 1, 2, 3, 4, 5
Гистология печени и поджелудочной железы Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Мочеполовая система
Гистология почек и мочевого пузыря.. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Гистология семеников, семявыносящих путей, простаты. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
Кроветворная система
Гистология красного костного мозга, вилочковой железы, лимфатического узла, селезенки. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов 1, 2, 3, 4, 5
  Всего часов:    

Тематический план СРСП:

Наименование темы Форма проведения Продолжительность
Дыхательная система
Структурно-функциональная характеристика верхнего отдела дыхательной системы Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика воздухоносного аппарата и. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика респираторного отдела легких Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Сердечно-сосудистая система
Структурно-функциональная характеристика сердца и артерий. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика МЦР, вен и лимфатических сосудов. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Опорно-двигательная система
Структурно-функциональная характеристика органов опорно - двигательной системы Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Эндокринная система
Структурно-функциональная характеристика органов центральной эндокринной системы. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика органов периферической эндокринной системы Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Диффузная эндокринная система. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Нервная система
Структурно-функциональная характеристика спинного мозга Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика органов центральной нервной системы Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика ганглия, нерва, рефлекторной дуги. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Пищеварительная система
Структурно-функциональная характеристика органов переднего отдела пищеварительной трубки Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика пищевода, желудка, кишечника. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Структурно-функциональная характеристика желез пищеварительной трубки. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Мочеполовая система
Структурно-функциональная характеристика почек,мочеточников, мочевого пузыря. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
  Структурно-функциональная характеристика семенников, семявыносящих путей, простаты. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Гистология яичника, яйцеводов, матки, молочных желез. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
Кроветворная система
Структурно-функциональная характеристика центральных и периферических органов кроветворения. Зарисовка гистологических схем, решение ситуационных задач/тестов
  Всего часов:  

Время консультаций и отработок пропущенных по уважительным причинам занятий: еженедельно по субботам с 10.00 час. до 13.00 час на кафедре гистологии по адресу Алалыкина 7. Также смотрите на кафедре график отработок и консультации отдельных преподавателей.

Время рубежного контроля: по плану учебной части. Рубежный контроль проводится в отделе компьютерного тестирования.

Наши рекомендации