I.«Улица полна неожиданностей».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №8»
С. Большесидоровского, Красногвардейского района
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 8
Такахо С.Ш.
Г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления
«Безопасное детство»
Учащихся 1 класса
Составитель программы:
Бугайчук М.С., учитель начальных классов
С. Большесидоровское
Г.
Пояснительная записка
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в сельских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками Большесидоровской средней общеобразовательной школы.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасное детство».
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
· Конвенция о правах ребенка;
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Цель:Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
· формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
· научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
· сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в МБОУ Большесидоровская средняя общеобразовательная школа №8.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с УМК «Перспективная начальная школа», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Программа реализуется в рамках модели «школа полного дня», во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей, организациями р.п. Каргаполье для учащихся параллелей по годам обучения, исходя из запросов детей и потребностей их родителей.
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы, либо приглашенные специалисты в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе. Внеаудиторныезанятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, парке, пришкольном участке.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Исследовательская и проектная деятельность.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!» общим объемом135 ч. Программа рассчитана на четыре года обучения для младших школьников, 1 час в неделю, 1 класс- 33 час, 2-4 по 34 часа.
Учебно-тематический план
№ | Название модуля | Количество часов по годам обучения | ||||
1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | 4-й год обучения | Общее количество часов | ||
«Улица полна неожиданностей» | ||||||
«Мир вокруг нас» | ||||||
«Не шути с огнем» | ||||||
«Внимание! Опасность!» | ||||||
Итоговое занятие | ||||||
Итого |
Модуль 1. «Улица полна неожиданностей»знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.
Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.
Модуль 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.
Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.
Цель:Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.
Задачи:
· научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
· сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.
Модуль 3. «Не шути с огнем».В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
· познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
· сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;
· обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Модуль 4. «Внимание! Опасность!»,знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит,как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель:Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
· показать связь дружбы и социального здоровья
· описать различные влияния друзей друг на друга
· познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
· показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения
· познакомить с формами отказа.
Формы и методы работы:
Формы воспитательной работы:
v познавательная беседа;
v этическая беседа;
v профилактическая беседа;
v игры: ролевые, ситуационные;
v занятия с использованием художественных средств выразительности;
v упражнения;
v тренинги;
v экскурсии;
v тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
v методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
v методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
v методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
v методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеучебной (внеурочной) деятельности:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками
На I уровне воспитанник имеет представление:
v о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
v о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
v о конфликтах и способах их разрешения;
v об основных моделях коммуникативного поведения;
v о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне:
v соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
v умеет анализировать поступки свои и других людей ;
v способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
v владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
v адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
v использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
v адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
v адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
v взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
Управление реализацией программы осуществляет зам. директора школы-интерната по воспитательной работе, классный руководитель.
В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными. Каждый модуль программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.
Результатом формирования личностныхуниверсальных учебных действий будет являться умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
ПознавательныеУУДвключают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
· анкетирование родителей и обучающихся;
· мониторинг результатов обучения и личностного развития;
· тестына определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю (праздник «Посвящение в ЮИДД», летнее зачетное путешествие, посвящение в отряд «ЮПД», составление памятки «Как не стать жертвой»).
Содержание программы
№ | Название модуля | Количество часов | Уровень результатов | Формы достижения результатов | ||
Всего | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | ||||
1 год обучения | ||||||
I.«Улица полна неожиданностей» | ||||||
I.I | Вводное занятие. | - | УУД Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). | |||
I.II | «Азбука села - с чем мы встречаемся на улице»: | 6.5 | 1.5 | 1 уровень – Освоение обучающимися основных социальных норм: нормы ведения ЗОЖ; нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья. | ||
1.2.1 | Мы идем в школу. | 0.5 | 0.5 | УУД Коммуникативные Умение подчиняться правилам. | Составление маршрута | |
1.2.2 | «Наша улица. Село, где мы живем». | - | УУД Познавательные Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | Творческая работа | ||
1.2.3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 0.5 | 0.5 | УУД Личностные Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Творческая работа | |
1.2.4 | Общие правила перехода улиц и дорог. | - | УУД Регулятивные Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя. Коммуникативные Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество. | Памятка (коллективная работа) | ||
1.2.5 | Дорожные знаки. | - | УУД Регулятивные Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Творческая работа | ||
1.2.6 | Где можно играть? | - | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Викторина | ||
1.2.7 | Мы пассажиры. | - | УУД Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «добро», «самосохранение». | Памятка | ||
1.2.8 | Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы». | 0.5 | 0.5 | УУД Коммуникативные Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера. | Рефлексия, анкетирование | |
II. «Мир вокруг нас» | 1 уровень Приобретение первоначальных знаний и умений: · самообслуживания в школе и дома; · о различных видах труда · опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду; начального опыта участия в различных видах общественно – полезной деятельности | |||||
II.I | «Веселый рюкзачок» | 1 уровень Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарных знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики. | ||||
2.1.1 | Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов. | - | УУД Познавательные Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов. Личностные Самоопределение. Коммуникативные Умение распределять роли между собой. | Листовка | ||
2.1.2 | Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе. | - | УУД Личностные Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки. | Рефлексия | ||
2.1.3 | Ориентирование на местности. | Познавательные Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | Рисунок | |||
2.1.4 | Организация туристского путешествия. | Регулятивные: 1. Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | Дневник похода | |||
III. «Не шути с огнем» | 1 уровень – Освоение обучающимися основных социальных норм: нормы ведения ЗОЖ. нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья. | |||||
III.I | «Огонь – не вода, схватит, не выплывешь»: | 5.5 | 2.5 | |||
3.1.1 | Огонь в жизни человека. | - | УУД Личностные Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм. | Рисунок | ||
3.1.2 | Пожароопасные предметы. | 0.5 | 0.5 | УУД Познаательные Формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации. | Анкета | |
3.1.3 | Правила поведения при пожаре в школе. | 1.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |
3.1.4 | Система оповещения при пожаре. | - | УУД Коммуникативные Определение цели, функции участников, способов взаимодействия. | Рисунок | ||
3.1.5 | Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе». | 1.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Организация своего рабочего места под руководством учителя; Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя. | Доклад завучу по УВР | |
3.1.6 | Экскурсия в пожарную часть. | - | УУД Коммуникативные Участвовать в диалоге на экскурсии, задавать вопросы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Познавательные Наблюдать и делать выводы. Личностные Уважение к профессии пожарного. | Дневник | ||
1.1.7 | Обобщающее занятие за первый год обучения. «Азбука противопожарной безопасности». | - | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество; 3.Умение подчиняться правилам .; 4. Разрешение конфликтов; Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Викторина | ||
IV. «Это должны знать все» | 1 уровень Приобретениесоциальных знаний: · о моральных нормах и правилах нравственного поведения; · о традициях своей семьи и образовательного учреждения и бережного отношения к ним. | |||||
IV.I | «Это должны знать все»: | 1 уровень - Приобретение школьниками социальных знаний о Родине, семье, законах. | ||||
4.1.1 | Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |||
4.1.2 | Правила предосторожности в транспорте. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |
4.1.3 | Правила поведения по дороге домой. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |
4.1.4 | Правила поведения в гостях. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |
4.1.5 | Правила поведения «Один дома». | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |||
4.1.6 | Обобщающее занятие за первый год обучения. | 0.5 | 0.5 | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам . 4. Разрешение конфликтов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Составление памятки | |
Итого |
Содержание (1 год обучения):
I.I.Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).
I.II. «Азбука поселка - с чем мы встречаемся на улице»:
1.2.1 Мы идем в школу (1 ч). Особенности микрорайона, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.
Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу.
1.2.2 Наша улица. Село, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.
1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч).Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.
1.2.4 Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч).
Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.
1.2.5 Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».
1.2.6 Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
1.2.7 Мы пассажиры (1 ч).Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.
1.2.8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч).Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.
Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы».
II. «Мир вокруг нас».
II.I«Веселый рюкзачок»:
2.1.1 Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч).Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.
Практическое занятие: распределение поручений работы в группе.
2.1.1 Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе
(1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.
2.1.2 Ориентирование на местности (1 ч). Карты. Ориентирование на местности по местным признакам.
Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».
2.1.3 Организация туристского путешествия (3 ч). Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разбивка бивуака. Разведение костра. Приготовление пиши. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.
Практическое занятие: разбивка бивуака.
III.I «Огонь – не вода, схватит, не выплывешь»:
3.1.1 Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.
3.1.2 Пожароопасные предметы (1 ч). Отчего может возникнуть пожар.
Практическое занятие:отгадывание ребусов о пожароопасных предметах».
3.1.3 Правила поведения при пожаре в школе (1.5 ч).Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.
Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.
3.1.4 Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1.5 ч).
Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».
3.1.5 Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.
Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».
3.1.6 Экскурсия пожарную часть (1 ч). История пожарной части. Профессия пожарного. Почему телефон пожарной службы 01?
3.1.7 Обобщающее занятие за первый год обучения. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). Проверка знаний учащихся по пожарной безопасности за 1 год обучения.
Практическое занятие: проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности».
IV.I «Это должны знать все»:
4.1.1 Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).
Практическое занятие: решениеи разбор ситуационных задач.
4.1.2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).
Практическое занятие:решениеи разбор ситуационных задач.
4.1.3 Правила поведении по дороге домой (1 ч). Правила предосторожности.
Практическое занятие: решениеи разбор ситуационных задач.
4.1.4 Правила поведения «В гостях» (1 ч). Место пребывания в гостях и время возвращения.
Практическое занятие: решениеи разбор ситуационных задач.
4.1.5 Правила поведения «Один дома» (2 ч).
Практическое занятие: решениеи разбор ситуационных задач.
4.1.6 Обобщающее занятие за первый год обучения (1 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.
К концу 1 года обучения дети должны:
Знать:
· предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.
· сезонные признаки природы;
· топографические знаки;
· съедобные и несъедобные растения нашего края;
· пожароопасные предметы;
· правила поведения при пожаре в школе;
· знать систему оповещения при пожаре;
· номер пожарной службы.
· как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.
Уметь:
· найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу и домой.
· преодолевать естественные препятствия;
· оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;
· вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.
· проявлять заботу о личной гигиене;
· стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;
оценивать свое поведение
· эвакуироваться во время пожара в школе;
· действовать при возникновении пожара.
· сказать нет.
2 год обучения:
№ | Название модуля | Количество часов | Уровень результатов | Формы достижения результатов | ||
Всего | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия | ||||
I.«Улица полна неожиданностей» | ||||||
1.2.1 | Вводное занятие. | - | УУД Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). | |||
«Школа пешехода приглашает в Автоград»: | 5.5 | 1.5 | 2 уровень – Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | |||
1.2.2 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | - | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности. | Выработка правил | ||
1.2.2 | Элементы улиц и дорог. | - | УУД коммуникативные Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Познавательные Наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Рисунок | ||
1.2.4 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 0.5 | 0.5 | УУД Личностные Уважение к пешеходам. Коммуникативные высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Составление рассказа | |
1.2.5 | Правила перехода улиц и дорог. | - | УУД Коммуникативные Соблюдать нормы речевого этикета. | Письмо родителям | ||
II. «Мир вокруг нас» | 2 уровень – Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества. Получение первоначальных навыков сотрудничества в учебно-трудовой деятельности. | |||||
II.I | «В царстве Берендея» | 2 уровень Получение опыта ценностного отношения к природе. | ||||
2.1.1 | Организация туристского путешествия. Повторение знаний за 1 год обучения. | - | УУД Личностные Освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учебу. Регулятивные Планирование. | Составление алгоритма | ||
2.1.2 | Топографическая подготовка юного туриста. | УУД Познавательные Анализ объектов. Коммуникативные Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. | Творческая работа съемка местности | |||
2.1.3 | Туристский быт. | - | УУД Познавательные Анализ объектов. Коммуникативные Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. | Выработка правил | ||
2.1.4 | Гигиена туриста. | 0.5 | 0.5 | УУД Познавательные Анализ объектов. Коммуникативные Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Личностные Осознание здорового образа жизни. Необходимость соблюдения гигиенических правил. Навыки безопасного образа жизни. | Выработка правил | |
2.1.5 | Физическая подготовка юного туриста. | 1.5 | 0.5 | УУД Личностные Осознание здорового образа жизни; необходимость спортивных занятий. Регулятивные Осуществление контроля процесса и результатов деятельности. | Диагностика | |
2.1.6 | Обобщающее занятие за 2 год обучения. Поход «Вместе весело шагать». | 3.5 | - | 3.5 | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Дневник похода |
III. «Не шути с огнем» | 2 уровень – Формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. | |||||
III.I | «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»: | |||||
3.1.1 | Правила пожарной безопасности в быту. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. Личностные Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Выработка правил | |
3.1.2 | Беседа «Тили-бом, тили-бом. Почему загорелся Кошкин дом?». | - | УУД Личностные Оценивать жизненные сиуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Рассказ | ||
3.1.3 | Осторожно электричество. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности действий. | Выработка правил | |
3.1.4 | Подготовка и проведение игры-практикума «Пожар в доме напротив». | 0.5 | 0.5 | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов; Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение» | Рефлексия | |
3.1.5 | Ожоги. Как оказать первую помощь при ожогах. | УУД Познавательные Анализ объектов. Коммуникативные Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Личностные Осознание здорового образа жизни; необходимость соблюдения гигиенических правил; навыки безопасного образа жизни. | Памятка | |||
3.1.6 | как, вести себя при пожаре. | 0.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности. | Составление памятки | |
3.1.7 | Подготовка и проведение игры «Поле безопасных чудес». | - | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Диагностика | ||
IV. «Это должны знать все» | 2 уровень Получение нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | |||||
IV.I | «Почему на улице опасно» - 2 год обучения: | |||||
4.1.1 | Если ты оказался на улице. | 1.5 | 0.5 | Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | Обсуждение ситуаций | |
4.1.2 | Незнакомец. | 1.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности. | Правила знакомства | |
4.1.3 | Внимание! Опасно! | 1.5 | 0.5 | УУД Регулятивные Планирование результата; составление плана последовательности. | Правила поведения | |
4.1.4 | Если беда случилась. Средства самозащиты. | 1.5 | 0.5 | УУД Познавательные Анализ объектов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | Творческая работа | |
4.1.5 | Обобщающее занятие за 2 год обучения. Игра «Я-спасатель». | 0.5 | 1.5 | УУД Коммуникативные 1.Умение согласованно работать в группе. 2. Взаимодействие и сотрудничество. 3.Умение подчиняться правилам. 4. Разрешение конфликтов. Личностные Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение. | Диагностика | |
Итого | 18.5 | 15.5 |
Содержание (2 год обучения):
I.«Улица полна неожиданностей».
I.I.Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).
I.II. «Школа пешехода приглашает в Автоград»:
1.2.1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге (1 ч).Повторение правил дорожного движения, изученные за 1 год обучения. Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в поселке.
1.2.2 Элементы улиц и дорог (1 ч).Для чего служит дорога. Улица, ее составные части. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1.2.3 Движение пешеходов по улицам и дорогам (1 ч). Подготовка к игре «Водители-пешеходы».
Практическое занятие: проведение игры «Водители-пешеходы».
1.2.4 Правила перехода улиц и дорог (1 ч).Места, где разрешено переходить улицу (дороги): пешеходный переход, перекресток. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги).
1.2.5 Дорожные знаки (1 ч).Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, выученным за первый год обучения. Название и предназначение знаков сервиса.
Практическое занятие: проведение игры «Теремок.
1.2.6 Обязанности пассажиров (1 ч).Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.
1.2.7 Обобщающее занятие (1 ч). Подготовка игры «Автоград-город дисциплинированных!»
Практическое занятие:проведение игры «Автоград-город дисциплинированных!»
II. «Мир вокруг нас».
I.II«В царстве Берендея»:
1.2.1Организация туристского путешествия (1 ч). Повторение знаний за 1 год обучения.Составление маршрутного листа.
1.2.2 Топографическая подготовка юного туриста (2 ч). Знакомство с понятием топография. Топографические знаки. Чтение топографических карт.