Глава v. социальные гарантии реализации прав граждан 1 страница

НА ОБРАЗОВАНИЕ

Глава имеет очень большое значение, поскольку она устанавливает юридические гарантии реализации права на образование. Однако полностью свои функции глава не выполняет, частично из-за недостатков норм, в ней содержащихся.

Статья 53 устанавливает меры защиты обучающихся, и особенно детей, от возможных нарушений их прав со стороны педагогов. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда, а также лицам, которые имели судимость за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливается законом. До сих пор такой закон не принят, что делает детей беззащитными от таких лиц. Видимо, было бы целесообразным включить эти перечни в ст. 53.

Статья 54 - оплата труда работников образовательных учреждений - не содержит достаточных гарантий для защиты заработной платы работников системы образования.

Недостаточно гарантий для защиты и обеспечения прав обучающихся. В статье 51 целесообразно установить конкретную ответственность должностных лиц образовательных учреждений за нарушение прав обучающихся, и особенно за причинение вреда их здоровью. Долгие годы не решается вопрос об ответственности родителей за воспитание детей, получение ими основного общего образования.

Статья 55 устанавливает право педагогических работников на получение пенсии за выслугу лет. В действительности этого права лишены многие категории педагогических работников; очевидно, что это нарушение должно быть устранено.

Многие педагогические работники не могут реализовать свое право на получение ежемесячной денежной компенсации для приобретения книгоиздательской продукции. Гарантии реализации этого права нуждаются в закреплении в нормах настоящей статьи.

В целом ст. 55 - права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы - нуждается в значительной переработке и, в частности, существенном увеличении в объеме.

Нуждается в изменении и ст. 56 - трудовые отношения в системе образования. Прежде всего необходимо распространить право на увольнение педагогических работников на педагогов, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок. Сами формулировки оснований для увольнения следует изменить, так как они крайне неэффективны.

Комментарий к статье 50

§ 1. Целью статьи является законодательное закрепление основных прав и мер социальной защиты обучающихся, воспитанников в сфере образования.

В статье используется широкий круг понятий. Большинство из них, в частности, такие как: бесплатность образования; типы и виды образовательных учреждений; категории обучающихся: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети и подростки с отклонениями в развитии; дети и подростки с девиантным (общественно опасным) поведением; дети, подростки и молодые люди, проявившие выдающиеся способности, - определены в комментарии к ст. 5 Закона об образовании.

Обратим внимание на содержание ключевых понятий, указанных в заголовке ст. 50. Понятие «права обучающихся, воспитанников» означает совокупность установленных государством норм и правил, обеспечивающих возможность получения образования различного уровня и направленности. Понятие «социальная защита обучающихся, воспитанников» характеризует государственные гарантии получения образования различного уровня и направленности, которые обеспечиваются мерами материальной (экономической) поддержки, а также охраняются силой закона.

Отличительной особенностью комментируемой статьи является то, что она характеризует как общие права в сфере образования, которыми обладают все граждане России, так и специфические права, которыми наделены отдельные категории граждан, учащиеся и воспитанники различных типов и видов образовательных учреждений.

В числе общих прав статья прежде всего подтверждает конституционные права и свободы граждан, реализующиеся в сфере образования: право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (п. 4), на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (п. 16).

Большое внимание в статье уделено перечислению собственно образовательных прав, которыми обладают учащиеся и воспитанники всех образовательных учреждений, независимо от их типа и вида, уровня и направленности, организационно - правовых форм. В п. 2 и 4 ст. 50 закреплены общие для всех граждан права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно - информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

Содержание общих для всех обучающихся, воспитанников прав раскрывается также с помощью введения ряда запретительных норм. В п. 15 ст. 50 указывается на запрещение принуждения обучающихся к вступлению в общественные, общественно - политические организации (объединения), движения и партии, на недопустимость принудительного привлечения их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Согласно п. 14 ст. 50 запрещается привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия либо согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Исключительную важность для характеристики общих прав граждан имеет п. 7 настоящей статьи, в которой раскрывается содержание права на получение бесплатного образования. Граждане имеют право, как гласит норма Закона, на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования на общих основаниях.

Для уяснения сути этой нормы важно подчеркнуть, что означает в ней слово «впервые», какую оно несет смысловую нагрузку. В данном случае речь идет о том, что каждый человек может один раз в жизни, т.е. однократно, получить бесплатно все ступени общего образования и начальное профессиональное образование.

Конкретно это право граждан реализуется на основе подачи заявления для поступления в образовательное учреждение. Как установлено в ст. 16 Закона, учредитель государственных и муниципальных образовательных учреждений на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечивает прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В Типовом положении об общеобразовательном учреждении (ст. 47) данная норма трактуется несколько шире: лицам, не проживающим на территории, где расположено образовательное учреждение, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест.

В числе других причин, ограничивающих условия реализации права граждан на получение впервые бесплатно общего образования различных ступеней, является возраст подростков. В частности, ряд ограничений касается получения общего среднего образования, т.е. образования в объеме девяти классов, которое согласно п. 3 ст. 19 Закона об образовании признается обязательным.

Во-первых, требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 4 ст. 19).

Во-вторых, получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме (с отрывом от производства) ограничивается восемнадцатилетним возрастом. Граждане Российской Федерации любого возраста (работающие и неработающие) имеют возможность получить бесплатно все ступени общего образования, в том числе и общее среднее образование в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении[11].

В-третьих, для таких категорий обучающихся, как дети и подростки с отклонениями в развитии, подростки с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания либо содержащихся в воспитательно - трудовых и исправительно - трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (п. 5 ст. 19).

Отдельные уровни профессионального образования граждане могут получить впервые бесплатно только на конкурсной основе. К ним относятся среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование. Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения данных видов образования производится по заявлениям граждан на основе конкурсных испытаний (экзаменов). Как отмечено в п. 3 ст. 16 Закона, условия конкурса призваны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

§ 2. При определенных условиях граждане Российской Федерации имеют право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование. Установленный порядок предусматривает возможность неоднократного бесплатного обучения граждан по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

§ 3. Конкретизируя условия неоднократного получения бесплатного профессионального образования (ст. 23), ст. 50 Закона устанавливает, в частности, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться тогда, когда невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; когда необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; когда гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Обучение безработных граждан по направлению государственной службы занятости населения осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций, учебных заведениях в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.

Приоритетным правом пройти бесплатную профессиональную подготовку по направлению государственной службы занятости имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

§ 4. Наряду с общими правами граждан в сфере образования в ст. 50 комментируемого Закона подробно описываются специальные права отдельных категорий обучающихся, воспитанников. При этом характеристика специализации прав осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, конкретизируются права обучающихся с учетом специфики некоторых форм образовательных учреждений. С другой - законодатель фиксирует внимание на правах особых групп граждан, нуждающихся в дополнительной материальной поддержке и правовой защите со стороны государства.

Касаясь первого направления специализации образовательных прав, следует указать на ряд норм ст. 50, характеризующих объем прав обучающихся образовательных учреждений в зависимости от наличия у них свидетельства о государственной аккредитации. При этом важно обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, в анализируемой статье указывается на некоторые характерные особенности прав граждан, получающих образование в неаккредитованных образовательных учреждениях. Так, в п. 3 устанавливается норма, в соответствии с которой граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях в форме семейного образования или самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

Во-вторых, ст. 50 фиксирует тенденцию на уравнивание прав обучающихся государственных и негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию. В частности, выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно - правового статуса, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня (п. 5 ст. 50), на получение документа государственного образца о соответствующем уровне образования (п. 16 ст. 33), на отсрочку от призыва на военную службу (п. 21 ст. 50), на получение установленных законодательством Российской Федерации таких льгот, как стипендии, места в общежитии и интернатах, льготное или бесплатное питание и проезд на транспорте и некоторые иные виды материальной поддержки (п. 6 и 20 ст. 50).

Для характеристики специализации прав обучающихся с учетом особенностей различных форм и типов образовательных учреждений важное значение имеет такой факт, как принятие значительного числа законодательных актов, развивающих общие положения Закона об образовании. Эту роль выполняют утвержденные постановлениями Правительства РФ типовые положения о различных типах образовательных учреждений, в которых уточняются отдельные общие права граждан в сфере образования. К ним, в частности, относятся такие, как Типовые положения об образовательных учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования (среднем специальном заведении), дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов и ряд других. Этой цели служат Законы РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», Постановление Правительства от 19 октября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» и другие законодательные акты.

Так, в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отмечено, что наряду с закрепленными в Законе об образовании правами студенты высших учебных заведений имеют ряд дополнительных прав. К ним относятся: право выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы; участвовать в формировании содержания своего образования с учетом соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и условий договора между студентом и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие; осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальности) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в высших учебных заведениях (в данном и других); принимать участие во всех видах научно - исследовательских работ, конференциях, симпозиумах; представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения, и ряд других прав (п. 2 ст. 16).

§ 5. Законодательные акты, принятые в развитие Закона об образовании, конкретизируют такие общие права обучающихся, воспитанников государственных или муниципальных образовательных учреждений, как право на получение стипендии, места в общежитиях и интернатах, на обеспечение льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте.

Например, Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (новая редакция) фиксирует, что гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, выплачивается стипендия с первого дня их обучения (п. 5 ст. 29). В Законе устанавливается порядок определения размера стипендий для различных категорий обучающихся безработных граждан. В частности, размер стипендии зависит от длительности срока поиска работы безработным, от стажа работы и размера заработка на последнем месте работы, от характера причин, приведших к потере работы (инвалидность, профессиональное заболевание), от условий проживания гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также районы и местности, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно - климатических условиях) и некоторых других особых условий (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, наличие лиц, находящихся на содержании у безработного и т.д.).

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (новая редакция), отмечая факторы, влияющие на размер стипендий, устанавливает ее нижний предел. Стипендия для безработных граждан не может быть ниже пособия по безработице, предусмотренного для отдельных категорий граждан, либо ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Закон Российской Федерации «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», учитывая процесс инфляции, установил компенсационные выплаты на питание, предназначенные частично возместить удорожание стоимости питания всех обучающихся указанных образовательных учреждений, за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении. Компенсационные выплаты определены в размере трех процентов в день от минимального размера оплаты труда из расчета на одного обучающегося в течение учебного года. В районах, где действует районный коэффициент к заработной плате, размер компенсационных выплат на питание увеличивается с учетом этого коэффициента. Выплаты производятся с 1 января 1997 г. На территориях Российской Федерации, подвергшихся загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, компенсационные выплаты производятся с 1 сентября 1996 г.

Иначе строится материальная поддержка студентов высших профессиональных учебных заведений. В п. 3 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» фиксируется, что студенты государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере установленного федеральным законом двукратного минимального размера оплаты труда. Студентам - инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Студенты вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения[12].

Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимся студентам в размере пяти процентов стипендиального фонда, а также выделяются дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно - массовой и физкультурно - оздоровительной работы со студентами, их санаторно - курортного лечения и отдыха.

Студенты очной формы обучения получают доплату на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем два процента установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Иногородним студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений предоставляется также право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно, либо автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения, либо авиационным транспортом в случае постоянного проживания студента в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Для студентов очной и вечерней форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии. При наличии студентов, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению. Со студентами, проживающими в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

§ 6. Как уже отмечалось, второе направление конкретизации прав обучающихся заключается в том, что законодатель фиксирует внимание на отдельных категориях обучающихся, требующих специальной правовой поддержки, дополнительной материальной помощи и внимания со стороны государства. К таким категориям обучающихся в ст. 50 Закона об образовании отнесены следующие:

граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной формам, совмещающие учебу с работой;

дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

подростки с девиантным (общественно опасным) поведением;

дети и подростки с отклонениями в развитии;

дети, подростки и молодые люди, проявившие выдающиеся способности.

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной формам, выполняющие учебный план, как гласит норма Закона (п. 8 ст. 50), имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Нормативные акты, принятые после выхода в свет Закона об образовании, конкретизируют данные меры социальной защиты. Так, установленная Законом норма о том, что обучающиеся по очно - заочной (вечерней) и очной формам, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, находит детальную проработку в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В пункте 1 ст. 17 данного Закона определен следующий порядок получения дополнительного оплачиваемого отпуска для студентов вечерней и заочной форм обучения. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно - правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах - соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах - соответственно по пятьдесят календарных дней;

подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца;

сдачи государственных экзаменов - один месяц.

Дополнительные отпуска по пятнадцать календарных дней без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, и слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов. Студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, дополнительные отгулы без сохранения заработной платы предоставляются: для сдачи зачетов и экзаменов - пятнадцать календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов - один месяц. Один раз в учебном году организация - работодатель оплачивает студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, проезд к месту нахождения вуза и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

Организации - работодатели независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности для своих работников, совмещающих учебу в институтах с работой, в коллективном договоре или трудовом договоре (контракте) могут предусматривать увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы, а не без сохранения заработной платы и иные льготы. При этом предприятия, учреждения и организации, работники которых обучаются по очной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств, которые затрачены на обучающихся.

§ 7. Особую заботу проявляет государство о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), содержание и обучение которых в образовательных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения (п. 9 ст. 50). Более подробно права этой категории детей определены в Типовом положении об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676.

Как правило, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получают образование в таких образовательных учреждениях, как детский дом для детей раннего (от 1,5 до 3 лет), дошкольного и школьного возраста, детский дом - школа, школа - интернат, санаторный детский дом для детей - сирот, нуждающихся в длительном лечении, специальные детские дома и школы - интернаты для детей, требующих коррекции отклонений в развитии.

В учреждения такого рода принимаются дети - сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено. В отдельных случаях временно, на срок не более одного года, в данные учреждения могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Поскольку обучение в детских домах, школах и интернатах проводится на основе государственного обеспечения, процедура зачисления в них требует соблюдения ряда обязательных условий. При направлении ребенка в образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимы следующие документы:

· решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение;

· направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;

· свидетельство о рождении или заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

· медицинские документы о состоянии здоровья;

· документы об образовании;

· сведения о родителях или лицах, их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

· справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;

· опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

· документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;

· пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию;

· копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги;

· заключение психолого - педагогической и медико - педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии). Аналогичные документы необходимы и при выпуске или переводе воспитанника в другое образовательное учреждение подобного типа.

Говоря о конкретном содержании права детей этой категории находиться на полном государственном обеспечении, следует отметить, что им создаются возможности для получения начального, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиты своих прав и интересов; развития творческих способностей и склонностей; удовлетворения потребностей в эмоционально - личностном общении; получения качественного питания, квалифицированной медицинской помощи и помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии; организации отдыха и проведения досуга в выходные, праздничные и каникулярные дни. Другими словами, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право не только на получение бесплатного общего образования различных ступеней, но и пользуются правом на получение бесплатного физического и духовного воспитания, медицинского обслуживания, питания, правом на полноценный отдых.

Наши рекомендации