II. Постановка проблемы и ее анализ.
– Сегодня мы отправляемся в город Синтаксис.
– Чтобы открыли ворота города, необходимо ответить на вопросы.
– Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
– Что такое подлежащее?
– Что такое сказуемое?
– Что такое предложение? Распространенное предложение? (Дети отвечают.)
– Ворота открылись. Молодцы! На главной площади города нас встречают король Сказуемое и королева Подлежащее. Они решили испытать наши знания на прочность. Откроем конверт.
З а д а н и е. Необходимо на слух после первого прочтения правильно выделить в частях предложения главные члены, то есть найти, где спрятались король и королева города Синтаксиса.
а) Красит синькою мороз
В окнах незабудки,
И зевает синий пес
Возле синей будки.
В. Фетисов
б) Огромный синий
Ледокол
Из порта в плаванье
Ушел.
Л. Яхнин
в) Сегодня письмоносец
На улицах Варшавы
Столкнулся с тощим ветром
В тулупчике дырявом.
В. Хотомская
г) И в лазоревой дали
Показалиськорабли;
По равнинам Окияна
Едетфлот царя Салтана.
А. С. Пушкин
– Вы верно справились с заданием коронованных особ. Следующее задание помещено в учебнике. Выполнив его, мы беспрепятственно перенесемся в стены дворца и познакомимся с королевским окружением.
Выполнение задания. (Упр. 30.)
– Какую роль играют в предложении второстепенные члены?
Составление предложения по заданной схеме.
Физкультминутка |
III. Введение соответствующей терминологии.
1. Учитель:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? Ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
– Итак, знакомьтесь – приближенная королевская особа ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Какой частью речи оно выражается? Рядом со сказуемым еще один член предложения. Задайте к нему вопрос.
Поступают (куда?) в магазин.
– Это обстоятельство. На какие же вопросы оно отвечает?
Где? Зачем? Когда?
Как? Откуда? Куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да-да.
– Теперь мы сможем выделить в предложении ОБСТОЯТЕЛЬСТВО и выделить его пунктиром с точкой. Какой частью речи выражается обстоятельство?
2. Работа с таблицей.
– Посмотрите, на дверях дворцовой комнаты висела таблица жильцов.
– Попробуйте прокомментировать ее. (Дети обсуждают, обобщают.)
– Познакомившись со всеми жильцами города Синтаксиса, мы сможем разбирать предложения по членам предложения.
3. Выполнение упражнений на применение знаний.
Комментированный разбор предложений. (Упр. 32.)
Самостоятельная работа. (Упр. 34. Синтаксический анализ предложений.)
IV. Итог урока.
– Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
– Расскажите, о каких второстепенных членах предложения сегодня на уроке шла речь.
Домашнее задание.Упражнение 35.
Урок 28 (9)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Ц е л ь: закрепить умения разбирать предложения по членам предложения; объяснять, каким по составу является предложение.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
жеж жиж
И журавль тепла ищет.
– Объясните смысл поговорки.
– Выделите орфограммы, написание которых можете прокомментировать.