Методические условия формирования перцептивно-гностических функций.
Любой психический процесс можно рассматривать как деятельность, состоящую из следующих компонентов: мотив, целеполагание, планирование, исполнительные операции, контроль за процессом и контроль результата.
Все эти компоненты любой психической деятельности у умственно отсталых детей имеют своеобразные черты. Мотивация к познавательной деятельности и большинства умственно отсталых детей снижена. Принятие цели, понимание ситуации, планирование собственной деятельности, последовательное выполнение действие, введение корректирующих действий, осуществления контроля протекания и результатов деятельности крайне затруднены.
Рассматривая перцептивно-гностические функции как деятельность, педагог в первую очередь должен организовать полноценную предметно-практическую деятельность учащихся на занятии. Для этого нужно научить ребёнка обследовать предмет: потрогать руками, рассмотреть, потрясти, обвести, погладить и т.п., - выделить его свойства, назвать их, выделить существенные признаки для группировки или исключения предмета. Важно процессы восприятия включить в мыслительную деятельность и речь.
Дети должны научиться оперировать сенсорными эталонами, например такими, как форма, цвет, размер. Умственно отсталые учащиеся нуждаются в целенаправленном обучении умению различать цвета и формы, обозначать их словом, систематизировать предметы по этим признакам. Обычно начинают с красного цвета и такой формы, как круг, т.к. в онтогенезе дети в первую очередь овладевают этими сенсорными эталонами. Первое различение величины происходит по параметры: маленький – большой.
При формировании представлений о цвете, форме, величине предметов нужно использовать предметно-практическую деятельностей детей в сочетании выполнения индивидуальных заданий и групповой игры. Например, учитель раздаёт детям листы бумаги определённого цвета и просит детей найти кубики такого цвета в какой-то части комнаты. Дети выбирают кубики нужного цвета. Затем совместно строят из разноцветных кубиков паровозик, башню, мостик и т.п. Желательно сочетать предметно-практическую деятельность с речевым обозначением производимых действий и выявляемых особенностей и качеств обследуемых объектов, запоминанием воспринятой информации и её воспроизведением.
В процессе коррекционно-развивающей работы умственно отсталые учащиеся должны овладеть наиболее употребляемыми в повседневной жизни сенсорными эталонами: цвет, форма, размер, - освоить приёмы группировки по данному признаку, сравнения, исключения, установления убывания – увеличения признака, называть признаки.
Для развития тактильного и зрительного восприятия необходимо использовать различные игрушки, предметы, выполненные из разного материала, геометрические тела, фигуры, конструкторы, строительные кубики, мозаики, предметные и сюжетные картинки, парные картинки, разрезанные картинки, контурные, точечные, штриховые, зашумлённые, вырезанные из разных материалов цифры и буквы, буквенные и цифровые конструкторы, шаблоны и трафареты. Рекомендуется использовать упражнения на рисование: через рисование предметов рождается образ.
Для развития слухового восприятия можно использовать звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, слушание музыки, звукоподражания, пение, речеслуховые упражнения.
При работе над развитием восприятия предусматриваются упражнения на совершенствование внимания, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, сукцессивных и симультанных процессов.
На коррекционно-развивающих занятиях следует использовать тактильные игры: «Письмо на теле», «Волшебный мешочек» и др.
Итак, для развития перцептивно-гностических функций детей необходимо знакомить со свойствами предметов в предметно-практической деятельности. Для этого нужно научить ребенка приёмам «исследовательской» деятельности: рассмотреть; потрогать руками, потрясти, обвести, погладить – выделить свойства предмета, т.е. определить цвет, форму, размер, вес, из чего сделан предмет, какой он по прозрачности, по способности звучать, делиться на части, вызывать тактильные ощущения, по прочности, хрупкости, по способности держаться на плаву, по жароустойчивости (лёд, снег), по вкусу и запаху. Важным требованием проведения коррекционно-развивающей работы по формированию перцептивно-гностических функций является сопровождение каждого акта восприятия словом, высказыванием педагога и самого ребёнка.
2.3.2. Приёмы развития зрительного гнозиса