Улучшение зрения без очков по методу У. Бейтса, методу О. Хаксли.
Пассивное расслабление.1.Пальминг. Мягко закройте глаза и прикройте их ладонями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удастся свободно, без каких-либо помех. 2. Воспоминание.Когда мозг человека занят воспоминанием, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее воспоминание, тем глубже расслабление и тем лучше зрение. Исходя из взаимосвязи между воспоминанием и состоянием психики и между состоянием психики и состоянием глаз, Бейтс приходит к выводу о том, что улучшение воспоминания объектов может способствовать улучшению зрения. 3.Мысленное представление.Воспоминание весьма тесно связано с мысленным представлением. Использование этих двух упр-й в улучшении зрения едва ли может быть разделено. “Мысленное представление,- пишет Бейтс,- тесно связано с воспоминанием, хотя и отличается от него. Представление зависит от воспоминания, поскольку представить какую-либо вещь можно лишь тогда, когда ее удается вспомнить.”
Динамическое расслабление.1.центральная фиксацияСпособность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов. 2.большие поворотыВ системе Бейтса широко используются упр-я, нацеленные на достижение расслабления всего тела, включая глаза. 3.малые поворотыЭто упр-я, требующие при исполнении либо покачиваний головой в различных направлениях, либо небольших поворотов ею, определяются в английском языке одним словом. Малые повороты были впервые разработаны Бейтсом и имеют своей целью: - ликвидацию привычки пристального смотрения и временное отстранение глаз от их функции видения для достижения расслабления глазных мышц; - расслабление шеи для улучшения кровообращения в этой зоне и увеличения поступления крови в область глаз. 4.перемещение и раскачивание Глаз видит только тогда, когда он находится в непрерывном движении. 5.моргание и проблески Моргание - рефлекторное движение век человека. При мигательных движениях век слеза равномерно распределяется по поверхности роговой оболочки глаза и помогает сохранить ее влажность на необходимом уровне. Однако моргание может осуществляться не только рефлекторно как защитный рефлекс, но и сознательно. В системе Бейтса такое сознательное моргание выступает уже в качестве упр-я на улучшение зрения
3. Дополнительные методы, способствующие улучшению зрения (дыхание, диета). Дыхание: Кислород, как известно, играет важную роль во многих жизненных процессах, происходящих в организме. Поэтому дыхательным упр. уделяется большое внимание практически во всех системах оздоровления человека. Не стал исключением и метод Бейтса. Некоторыми его последователями дыхательные упр-я были введены в качестве вспомогательных в свои системы тренировки зрения.
25.Развитие зрительного восприятия у дошкольников, его особенности у детей с нарушениями зрения.
Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор. Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Целостность, предметность, константность, категориальность, апперцепция - основные свойства образа, складывающиеся в процессе и в результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Константность - способность перцептивной системы (перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) воспринимать окружающие предметы постоянными по форме, величине, цвету и другим параметрам. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
26. Междисциплинарный подход в развитии зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения: медико-коррекционное, психофизиологическое и психолого-педагогическое направления работы.
На современном этапе реализуется междисциплинарный подход в развитии зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Медико-коррекционное направление включает медикаментозное воздействие на соматический дефект органа зрения в сочетании с использованием оптических средств (в тех случаях, когда они эффективны).
Психофизиологическое направление составляют методы, обеспечивающие стимуляцию и повышение функциональной активности зрения, развитие зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на развитие восприятия основных свойств предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции: адаптацию, фиксацию, частоту и время.
Психологическое направление включает формирование мотивированной потребности видеть лучше. В условиях мотивированной активности мобилизуются соответствующие активационные системы мозга, что облегчает формирование и опознание зрительных образов. Кроме того, предусматривается интенсивное развитие мнестических и мыслительных процессов, без которых восприятие не может осуществляться в условиях грубого сенсорного дефицита. Интенсификация интеллектуального фактора обеспечивает коррекцию опознания фрагментарного недифференцированного, часто искаженного зрительного образа. В результате активной мыслительной обработки воспринимаемого происходит воссоздание, как бы реконструкция целостного образа объекта по редуцированному набору его признаков. Вербальный фактор, соединяющий сенсорный образ с его семантическим обозначением, облегчает запечатление и последующее воспроизведение зрительной информации.
Психолого-педагогическое направление – методы, обеспечивающие развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на предметную, изобразительную, компьютерную, телевизионную, проекционную. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Дети выполняют также задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительно-сенсорным воспитанием.
27. Плеоптика – способ улучшения и нормализации работы органа зрения, особенности реализации в работе с дошкольниками.
Плеоптика - раздел офтальмологии о способах улучшения и нормализации работы органа зрения при функциональном его недоразвитии. Предпологает стимуляцию ретино-кортикальных элементов амблиопичного глаза. Разработано и внедрено в практику много различных методов стимуляции ретино-кортикальных элементов амблиопичного глаза с помощью адекватных раздражителей (световых, хроматических, лазерных, а также — неадекватных (электростимуляция, электромагнитная стимуляция, вибромассаж, рефлексотерапия). Создано значительное количество аппаратов, в которых реализованы указанные способы стимуляции. Широкое распространение приобрели компьютерные методы стимуляции при амблиопии.
Компьютерная программа «EYE» («АИ»), разработанная Московским НИИГБ им. Гельмгольца и РМАПО, включает игровые упражнения «Тир» и «Погоня». В этих упражнениях постепенное уменьшение размеров стимулов и изменение их цвета активизирует рецепторы центральной ямки сетчатки, а яркие световые вспышки оказывают растормаживающее воздействие на ретино-кортикальные элементы амблиопичного глаза, благодаря чему улучшается или нормализуется зрительная фиксация, пространственная локализация и повышается острота зрения.
В компьютерной программе «Крестики» игровое поле выглядит как шахматная доска, клетки которой в процессе упражнения уменьшаются в размерах и меняют окраску. Пациент в поисках креста с помощью «мыши» перемещает по полю кружок, внутри которого цвета также заменяются на оппонентные.
Разглядывание инвертирующегося с различными частотами, цветом и размерами клеток шахматного поля оказывает лечебное воздействие, стимулируя нейроны на различные уровнях зрительного анализатора, ведет к его растормаживанию и повышению остроты зрения.
Во время компьютерной игры «Паучок» стимуляция рецептивные полей сетчатки обеспечивается рассматриванием спиральные и радиально расположенный решеток, напоминающих узор плетущейся паутины, которая стремится поймать муху. Узор может быть черно-белым, красным, зеленым и синим соответственно трем цветовым типам колбочек сетчатки и используется на темном и светлом фоне, стимулируя световые и темновые каналы, а также нейроны, определяющие ориентацию, восприятие движения и межнейронные связи. В процессе лечения активизируются функция центрального зрения, аккомодация и конвергенция.
Компьютерная программа «Рельеф»(Москва, «Медоптика») предназначена для лечения амблиопии с правильной фиксацией. Она включает паттерн-стимулирующие упражнения, которые основаны на стимулирующем воздействии изображений с резкими перепадами света и тени (паттернов).
Компьютерная программа «Контур» входит в состав программного комплекса «Окулист» для диагностики, лечения и профилактики глазные болезней (ООО «Астроинформ СПЕ» г. Москва). При амблиопии программа «Контур» применяется для восстановления правильной фиксации, повышения остроты зрения и формирования бинокулярной функции. Упражнения заключаются в сочетании зрительных и проприоцептивные тренировок. Пациенту предлагают серию усложняющихся рисунков, которые он должен обводить, закрашивать, дорисовывать при помощи «пера». Нагрузка на глаз дозируется за счет изменения контраста и толщины линий изображений, наносимых пациентом при помощи «пера». Программа содержит 38 рисунков.
Лечебно-коррекционная программа «Цветок» является частью компьютерной программы «Академик», имеющей широкую сферу применения: офтальмология, тифлопедагогика и коррекционная педагогика. Программа «Цветок» предназначена для лечения амблиопии всех степеней. Программа предлагает пациенту серию однотипные, но усложняющихся упражнений, состоящих в поисках заданного символа — одиночной буквы — среди нескольких символов, предъявляемый на лепестках цветка. По своей сложности упражнения подразделяются на три уровня. После завершения упражнений третьего уровня на экране высвечивается таблица результатов тренировки.
Очень ценным для лечения наиболее тяжелые форм амблиопии, наслоившейся на врожденную органическую патологию глаза, является программный аппаратный комплекс «Амблиокор» (Санкт- Петербург, фирма «Ин Витро»).
Не потерял своего значения в современной плеоптике и метод окклюзиилучше видящего глаза как наиболее простой и доступный, особенно у маленьких детей. В настоящее время этот метод усовершенствован благодаря применению предложенного В.И.Сердюченко полупрозрачного окклюдора, дающего возможность пациенту частично пользоваться лучшим глазом. Для неполной окклюзии применяются также специальные окклюзионные пленки, с помощью которых можно снизить остроту зрения лучшего глаза на нужную величину и при необходимости производить их замену.
28. Ортоптика – способ улучшения координации движений глаз, особенности реализации в работе с дошкольниками.
Ортоптика -нехирургические методы (обычно к ним относится выполнение специальных упражнений для глаз) лечения различных нарушений зрения и улучшения координации движений глаз (особенно при косоглазии и амблиопии). Это комплекс эффективных тренажеров для глаз. Процедуры проводятся на специальных аппаратах с использованием лечебного действия магнитного излучения, лазера, тренировочных компьютерных программ, светоимпульсной и цветоимпульсной терапии, оптического тренажера (МАКДЭЛ 08, МАКДЭЛ 09, Синоптофор, Визотроник, АМО-АТОС, Амблиотренер, Форбис, компьютерной программы Плеоптика 3).
Цель диплоптического лечения – восстановить (у больных с НКС, ФСП-А), сформировать (у имеющих после ортоптического лечения СКС) и упрочить нормальное бинокулярное зрение, проявляющееся, как известно, через нормальные бинокулярные оптомоторные механизмы.