Организация обучения и присваиваемые квалификации. Полное среднее образование в Швеции длительностью 12 лет состоит из двух основных ступеней:
Полное среднее образование в Швеции длительностью 12 лет состоит из двух основных ступеней:
- базовое обязательное образование, соединяющее в себе начальное и неполное среднее образование, осуществляемое в течение 9 лет в базовых школах (Grundskola), куда принимаются дети, достигшие 6-летнего возраста;
- старшее среднее образование длительностью 3 года осуществляется в гимназиях (Gymnasieskola), успешное окончание которых является необходимым условием для поступления в высшие учебные заведения.
Если базовое образование проводится практически по единому образовательному стандарту, то 3-летний цикл среднего образования реализуется по различным профильным программам, утвержденным в масштабах страны. В настоящее время имеется 18 таких общенациональных программ, из которых 3 программы – «социальных наук», «естественных наук» и «искусств» - относятся к общеобразовательным, т.к. выпускники этих программ формируют основную часть будущих студентов университетов. В 2000г. на этих программах занималось соответственно 25%, 19% и 5% от общего числа учащихся заключительного цикла среднего образования. Остальные 15 программ носят однозначно профессиональный характер, о чем свидетельствуют, в частности, их названия: «отели и рестораны», «бизнес и администрация», «электромеханика», «автомеханика», «медиа», «строительство», «уход за детьми и досуг», «промышленность», «энергоснабжение» и т.д. Фактически это программы начального профессионального образования.
Все национальные программы среднего образования включают в себя единый блок базовых общеобразовательных дисциплин, изучение которых является необходимым условием для продолжения образования в вузе. Эти базовые дисциплины дополняются группой дисциплин специализации и несколькими дисциплинами по выбору учащихся.
Формально выпускники всех профилированных программ получают уровень образования, достаточный для поступления в вуз. Однако, реальное содержание их подготовки существенно различается, что следует из сопоставления кредитов, отводимых на общеобразовательные (750) и профильные (1450) дисциплины. Обязательное проведение 15-недельной учебной практики, включенной в профильные дисциплины, также сказывается на усилении дифференциации обучения. Эти различия не могут не учитываться при допуске к высшему образованию, в результате чего выпускникам профессиональных программ при поступлении в университеты приходится проходить дополнительные вступительные испытания. Общепринятым для этих выпускников является поступление на вузовские программы аналогичного профиля, как правило, с «коротким» (2 – 3 года) сроком подготовки.
Заключительный этап обучения в средней школе проводится с использованием национальной системы кредитов (зачетных единиц). Для успешного завершения обучения и получения свидетельства о полном среднем образовании выпускники школы должны иметь 2500 кредитов, в том числе 750 кредитов – за дисциплины общеобразовательного блока, 1450 – за профильные дисциплины и 300 – за дисциплины по выбору. Что касается дисциплин общеобразовательного блока (всего 8), то наибольшим весом среди них обладают: шведский язык (200 кредитов) и далее – английский язык, математика, физическое и медицинское воспитание и граждановедеине – каждая по 100 кредитов. На остающиеся дисциплины общеобразовательного блока: религиоведение, естественные науки и искусства – выделяется по 50 кредитов.
Высшее образование в Швеции представлено образовательными учреждениями университетского и неуниверситетского уровня. К первым относятся собственно университеты и специализированные высшие школы (Högskola). Ко второй группе относятся многочисленные послесредние высшие школы и колледжи, осуществляющие в течение 1 – 3 лет подготовку узкоспециализированных специалистов среднего звена, сопоставимых по уровню с выпускниками российских техникумов и колледжей, функционирующих на базе полного общего среднего образования.
Учебные программы, реализуемые в вузах Швеции подразделяются на два уровня: дипломного обучения и последипломного обучения. Объем курсов дипломного обучения измеряется системой набранных зачетных единиц или «пунктов» (poäng).Одна зачетная единица соответствует неделе занятий или 40 учебным часам при очной форме обучения.
В вузах университетского уровня первые два года обучения обычно завершаются промежуточной аттестацией с получением соответствующего свидетельства. Дальнейшее продолжение образования завершается получением квалификации высшего образования, в названии которой содержится указание на профиль подготовки. Так, например, выпускникам естественнонаучных и гуманитарных направлений и университетов присваивается квалификация Kandidatexamen, выпускникам инженерных направлений – квалификация Ingenjorsexamen, а выпускникам высших специализированных школ присваивается квалификация Högskoleexamen. Эти квалификации, оцениваемые соответственно в 120, 140 и 120 единиц, в целом соответствуют 3-х летней квалификации бакалавра в Великобритании или лиценциата во Франции.
Выпускники первой (3-летней) ступени высшего образования могут продолжить образование на второй ступени в течение 1 дополнительного года. Эта подготовка, которая требует дополнительного получения не менее 40 зачетных единиц, завершается получением степени магистра (Magisterexamen) или эквивалентной ей профессиональной квалификации.
Профессионально-квалификационная структура Швеции в университетах и колледжах представляет собой совокупность 53 целевых образовательных программ, завершающихся получением соответствующей квалификации. Из этих программ 3 относятся к общеуниверситетским: после 2 лет обучения в колледже или университете выдается промежуточный диплом об «общем высшем образовании», после 3 лет – рассмотренные выше дипломы квалификации на уровне бакалавра и магистра. Наряду с этими общеуниверситетскими программами проводится подготовка по 50 профессиональным программам со сроком обучения от 2 до 5,5 лет и присвоением квалификации соответствующего уровня по определенному направлению (специальности).
Профессиональные программы, в свою очередь, сгруппированы в 5 областей специализации: техническую, административно-экономическую, здравоохранение, педагогическую, культуры и информации. Подготовка по этим программам завершается получением аналогичных квалификаций, если обучение проводится в университете, или профессионального диплома, если обучение со сроками от 3 до 5 лет проводится в специализированном вузе.
Соединенные Штаты Америки
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 13млн. 600 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | 2% |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | 2 млн. 174 тыс. |