Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Использование

Здоровьесберегающих технологий

(музыкотерапии)

В работе с детьми.

муз.рук-ль

Королёва М. Б.

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

Различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на гармоничное формирование личности ребенка. Проблема развития, обучения и воспитания подрастающего поколения становится особенно значимой в современных условиях. Наряду с уменьшением рождаемости, катастрофически возрастает число детей с различными видами патологии. По статистике из десяти новорожденных только один ребенок является абсолютно здоровым. Особую категорию составляют речевые и голосовые нарушения, впоследствии влияющие на развитие и культуру речи, нервно-психическое состояние детей; они могут затруднять процесс коммуникации. Совершенствование речи на сегодняшний день актуально не только для детей, имеющих речевые нарушения, но и для всех людей, так как проблема культуры речи, дикции стоит особенно остро.

Дети, имеющие различные нарушения здоровья, требуют иного подхода. Основной целью работы становится не собственно развитие музыкальных способностей, а коррекция и профилактика нарушений здоровья и развития с помощью музыкального воспитания.

Музыкотерапия, как метод воздействия посредством художественного искусства, особенно ценна для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции у детей.

Музыкотерапия дает возможность для каждого ребенка быть услышанным, увиденным, почувствовать себя успешным. Работа в этой системе помогает снижению эмоционально-психического напряжения детей, созданию взаимопонимания между педагогом и детьми, формированию социально-коммуникативных навыков, совершенствованию психических процессов, формированию общей и тонкой моторики и развитию музыкальных способностей детей.

Музыкотерапия:

- прослушивание музыкальных произведений,

- вокалотерапия,

- логоритмика и кинезитерапия,

- имаготерапия (театрализованная деятельность).

Прекрасный терапевтический эффект дает сочетание музыки с изодеятельностью.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

“Не навреди!”

Принцип сознательности и активности.

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий в музыкальной практике:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, дыхательная гимнастика.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, логопедическая ритмика.

Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.

Например, Э. П. Костина в программе «Камертон» выделила задачи целостного развития личности ребёнка: по завершения каждой ступени музыкальной азбуки даются ориентиры работы педагога по формированию и развитию не только музыкальных способностей, но и личностных новообразований ребёнка, развитию его физических качеств и познавательных процессов.

Цель, задачи.

Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка»

Задачи:

• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:

- развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений;

- развитие познавательных процессов и личностных новообразований;

- обеспечение комфорта детей в различных формах организации СОД;

• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:

- развитие сенсорных и моторных функций.

- профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

• Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы

• Содействовать просвещению родителей и педагогов

Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

Выделены следующие компоненты:

1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживание социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы

2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды

3. Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности

4. Просвещение педагогов и родителей.

Диагностика развития музыкальности детей:

Диагностика проводится 2 раза в год (в группах для детей с ЗПР – 3 раза), что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и в соответствии с этими данными, планировать всю дальнейшую работу.

По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.

Положительная динамика результатов диагностики детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.

2. Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.

Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт.

Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами (гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения).

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.

Физический комфорт характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Дыхательная гимнастика.

• повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

• развитие дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляции и кровообращения в лёгких;

• отработка механизма физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.

Пальчиковые кинезиологические игры.

Музыкально-ритмические движения, ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе; как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Кинезиологические, валеологические распевки.

Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Музыкотерапия.

Вокалотерапия.

Имаготерапия.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

- Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники.

- Анкетирование;

- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях

- Индивидуальные консультации

- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему

- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

• способствует формированию потребности в двигательной активности,

• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

Наши рекомендации