Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Использование
Здоровьесберегающих технологий
(музыкотерапии)
В работе с детьми.
муз.рук-ль
Королёва М. Б.
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.
Различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на гармоничное формирование личности ребенка. Проблема развития, обучения и воспитания подрастающего поколения становится особенно значимой в современных условиях. Наряду с уменьшением рождаемости, катастрофически возрастает число детей с различными видами патологии. По статистике из десяти новорожденных только один ребенок является абсолютно здоровым. Особую категорию составляют речевые и голосовые нарушения, впоследствии влияющие на развитие и культуру речи, нервно-психическое состояние детей; они могут затруднять процесс коммуникации. Совершенствование речи на сегодняшний день актуально не только для детей, имеющих речевые нарушения, но и для всех людей, так как проблема культуры речи, дикции стоит особенно остро.
Дети, имеющие различные нарушения здоровья, требуют иного подхода. Основной целью работы становится не собственно развитие музыкальных способностей, а коррекция и профилактика нарушений здоровья и развития с помощью музыкального воспитания.
Музыкотерапия, как метод воздействия посредством художественного искусства, особенно ценна для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции у детей.
Музыкотерапия дает возможность для каждого ребенка быть услышанным, увиденным, почувствовать себя успешным. Работа в этой системе помогает снижению эмоционально-психического напряжения детей, созданию взаимопонимания между педагогом и детьми, формированию социально-коммуникативных навыков, совершенствованию психических процессов, формированию общей и тонкой моторики и развитию музыкальных способностей детей.
Музыкотерапия:
- прослушивание музыкальных произведений,
- вокалотерапия,
- логоритмика и кинезитерапия,
- имаготерапия (театрализованная деятельность).
Прекрасный терапевтический эффект дает сочетание музыки с изодеятельностью.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
“Не навреди!”
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий в музыкальной практике:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, дыхательная гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, логопедическая ритмика.
Все многовековые исследования целебной силы музыки доказывают, что музыка - одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.
Например, Э. П. Костина в программе «Камертон» выделила задачи целостного развития личности ребёнка: по завершения каждой ступени музыкальной азбуки даются ориентиры работы педагога по формированию и развитию не только музыкальных способностей, но и личностных новообразований ребёнка, развитию его физических качеств и познавательных процессов.
Цель, задачи.
Цель — оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка»
Задачи:
• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:
- развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений;
- развитие познавательных процессов и личностных новообразований;
- обеспечение комфорта детей в различных формах организации СОД;
• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:
- развитие сенсорных и моторных функций.
- профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний
• Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы
• Содействовать просвещению родителей и педагогов
Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
Выделены следующие компоненты:
1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживание социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы
2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды
3. Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности
4. Просвещение педагогов и родителей.
Диагностика развития музыкальности детей:
Диагностика проводится 2 раза в год (в группах для детей с ЗПР – 3 раза), что даёт возможность отслеживать динамику развития каждого ребёнка, и в соответствии с этими данными, планировать всю дальнейшую работу.
По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их развития, и самое главное - резерв возможностей.
Положительная динамика результатов диагностики детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.
2. Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. И эта среда должна отвечать всем критериям комфорта.
Структурными составляющими комфорта психологи считают: психологический комфорт, интеллектуальный комфорт, физический комфорт.
Психологический комфорт - это положительные эмоции, способы взаимодействия детей со средой и её субъектами (гуманно-личностный подход, субъект-субъектные отношения).
Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие между способностями, возможностями, интересами ребёнка и содержательно-педагогическими условиями среды. В музыкальной практике интеллектуальный комфорт ребёнка достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны взрослого, верой в собственные силы, наличием возможностей для самореализации.
Физический комфорт характеризуется соответствием между телесными потребностями ребёнка и предметно-пространственными условиями среды.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Дыхательная гимнастика.
• повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;
• развитие дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляции и кровообращения в лёгких;
• отработка механизма физиологически правильного речевого и певческого дыхания.
Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.
Пальчиковые кинезиологические игры.
Музыкально-ритмические движения, ритмопластика.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе; как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Кинезиологические, валеологические распевки.
Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика.
Музыкотерапия.
Вокалотерапия.
Имаготерапия.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники.
- Анкетирование;
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» на родительских собраниях
- Индивидуальные консультации
- Наглядная информация в уголках родителей на данную тему
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:
• способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей