Сравнительный анализ деятельности студенческих самоуправлений Латвийского Университета и Государственного Университета Управления.
В данной части работы будет проведен анализ деятельности студенческих самоуправлений двух вузов: европейского Латвийского Университета и российского Государственного Университета Управления согласно основным показателям изложенных в пункте 1.3 данной работы и основным функциям возложенным на студенческие самоуправления Письмом Министра образования РФ от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21:
· взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона;
· поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;
· участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении;
· представление интересов студентов на всех уровнях;
· разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив;
· создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов;
· профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;
· трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);
· участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;
· поддержка студенческих семей;
· поддержка малообеспеченных категорий студентов;
· организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;
· анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения;
· выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне; взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
Оценка каждого показателя будет производиться по пятибалльной шкале, (где 1 – это самый низкий был, а 5 – самый высокий).
Латвийский Университет | Государственный Университет Управления | |
1. Взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона | ||
2. Поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений | ||
3. Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении | ||
4. Представление интересов студентов на всех уровнях | ||
5. Разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив | ||
6. Создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов | ||
7. Профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде | ||
8. Трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов) | ||
9. Участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях | ||
10. Поддержка студенческих семей | ||
11. Поддержка малообеспеченных категорий студентов | ||
12. Организация досуга, отдыха и оздоровления студентов | ||
13. Анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения | ||
14. Выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | ||
15. Наличие активных маркетинговых инструментов в Интернете |
1. Взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона.
ЛУ: Взаимодействие среднее, т.к. в основном осуществляется через активистов организации «Нам по пути», созданную партией «Центр согласия», которые учатся в большинстве ВУЗов города Риги.
ГУУ: В данный момент взаимодействие студенческих советов ВУЗов Москвы крайне низкое. В ГУУ этому способствует лишь Межвузовский музыкальный фестиваль ВИНИЛ. Год от года проект развивается и набирает обороты. Так, в 2008 году ВИНИЛ был рассчитан только на аудиторию студентов ГУУ, а уже в следующем году вышел на межвузовскую арену: 2009 год – 9 вузов-участников, 2010 – 20, 2011 – более чем 40 вузов Москвы. За время существования фестиваля мы подружились с такими вузами, как МГУ им. Ломоносова, МосГУ, РЭА им. Плеханова, РГГУ, МВА им.Скрябина, ГУ ВШЭ, МИФИ, РГУНГ им. И.М. Губкина, РГГУ, МАДИ, ГИТР, МГМУ им. Сеченова и другими.
2. Поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений
ЛУ: На данный момент в СС ЛУ задействовано лишь 35 активистов. Они все вступают в СС по собственной инициативе.
ГУУ: В ГУУ этому уделяется огромное значение: от ежегодных красочных презентаций СС, до масштабнейшего проекта Курс Успешного Лидера. «Курс Успешного Лидера» – это бесплатный выездной тренинг, продолжительностью в 3 дня. Проводится Студенческим советом при поддержке Ректората ГУУ и Центра учебно-воспитательных программ ГУУ.
В мероприятии принимают участие более 100 студентов Государственного Университета Управления.
Участники могут поехать на «КУЛ» только один раз. Кроме того, ребята проходят отбор – наиболее опытные активисты проводят собеседования, по результатам которых оценивают потенциальных участников по таким критериям, как: личностные качества, активная гражданская позиция, опыт участия в подобных мероприятиях.
Далее ребят распределяют по командам. Команды формируется таким образом, что все участники оказываются незнакомы друг с другом.
«Курс успешного лидера» - это возможность для каждого студента профессионально вырасти и достичь новых высот в коммуникации с другими студентами в максимально короткие сроки.
3. Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении
ЛУ: Этому способствует лишь наличие комитета, но его деятельность удовлетворительна.
ГУУ: Данное направление у СС ГУУ к сожалению никак не развито.
4. Представление интересов студентов на всех уровнях.
ЛУ: Члены СС ЛУ активно представляют свои интересы на всех уровнях ВУЗа благодаря большому количеству комитетов.
ГУУ: Единственная возможность представить свои интересы – это редкие встречи с представителями ректората ГУУ.
5. Разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив.
ЛУ: Не смотря на то, что собственных программ у СС ЛУ немного, но зато процент их реализации крайне высок – более 90%.
ГУУ: Огромное количество инициатив, но им мешает 2 фактора: нехватка сил доведения до логического завершения, либо отсутствие заинтересованности со стороны руководства ВУЗа.
6. Создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов.
ЛУ: Огромное интернет пространство, позволяющие легко и доступно узнать студенту о положении дел в университете: от расписания занятий, сессии до полного мониторинга своей успеваемости и событий в ВУЗе.
ГУУ: Наличие сайта, который функционирует крайне неэффективно (в большинстве случаев публикуется информация об уже произошедших мероприятиях), а так же неудобный интерфейс.
7. Профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде.
Эта функция СС никак не функционирует в стенах обоих ВУЗов.
8. Трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов)
ЛУ: Наличие редких Дней Карьеры ( исключение лишь факультет журналистики)
ГУУ: Наличие Клуба Выпускников, который так же устраивает редкие Дни Карьеры.
9. Участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях.
ЛУ: Наличие Стипендиального комитета.
ГУУ: За последний год ситуация значительно улучшилась, в связи с тем, что теперь СС ГУУ определяет места в общежитии и может ходатайствовать о повышенных и дополнительных университетских стипендиях. Но это лишь первый шаг на пути к прогрессу, так как на СС на институтах ГУУ не имеют таких полномочий, и Дирекции Институтов назначают доп. стипендии и материальную помощь основываясь на собственных выводах, что может негативно сказаться на студентах с активной жизненной позицией, т.к. их вклад может остаться неоценённым.
10. Поддержка студенческих семей
11. Поддержка малообеспеченных категорий студентов
Данные направления СС ВУЗов не входят в их перечень полномочий. Этим занимаются администрации ВУЗов.
12. Организация досуга, отдыха и оздоровления студентов.
ЛУ: Организация редких выездов на природу на уровне факультетов.
ГУУ: Организация большого спектра досуга для студентов:
· Просмотры кинофильмов, как на улице, так и в ГУУ
· Квесты
· КВН
· Футбольный союз ГУУ
· Хоккейная команда ГУУ
· Участие в Параде Московского Студенчества
· Посвящение в студенты
· Празднование ежегодных праздников: 9 мая, Новый год, День студента, 8 Марта и прочие
· Стартин
· Лучшая группа ГУУ
· Бери больше, кидай дальше
· Самый умный
· Лучший студент ГУУ
· И прочие
13. Анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения.
ЛУ: Ежемесячные собрания СС ЛУ, где принимают участие не только активисты, но и все неравнодушные студенты, желающие что-то поменять. Стоит отметить, что руководство практически всегда поддерживает студентов.
ГУУ: Редкие собрания активистов СС ГУУ, что привносит мало инновационных путей развития направлений СС ГУУ.
14. Выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
ЛУ: Активисты СС ЛУ активно выражают свои интересы и взаимодействуют с органами власти. В основном благодаря тому, что они состоят в организации «Нам по пути»
ГУУ: Активисты СС ГУУ имеют редкие возможности общения с Префектурой ЮВАО.
15. Наличие активных маркетинговых инструментов в Интернете
ЛУ: Наличие лишь официального сайта университета и сайта СС ЛУ.
ГУУ: В отличии от своих коллег из Латвии в распоряжении активистов СС и студентов ГУУ большое количество «пабликов» в социальных сетях.
«Паблик» - так называемое сообщество в социальной сети, где все ее члены обсуждают либо насущные вопросы, либо вопросы по тематике данного «паблика». Это отличный маркетинговый инструмент, потому что в данные сообщества вступают, как активисты, так и будущие абитуриенты ГУУ. Они узнают о ГУУ от первоисточников. Стоит отметить, что в эти сообщества так же заходят, как преподаватели ВУЗа, так и сотрудники администрации: основные «паблики» (количество участников от 1000 человек):
· ГУУ
· За наш ГУУ, за Альма-Матер
· Подслушано в ГУУ
· Признания ГУУ
· Студенческий совет ГУУ
· Абитуриенты ГУУ
· Так же сообщества институтов ГУУ
Сравнительный анализ показал, что больше половины функций студенческих самоуправлений не развиты в ВУЗах. Так же можно сделать вывод, что в Латвийском университете более развиты комитеты и более налажена работа и коммуникации с руководством ВУЗа. В свою очередь в Государственном университете управления развита деятельность по работе со студентами, с организацией их досуга, но коммуникации с руководством еще требуют доработки, т.к. без взаимодействия с руководством не возможно реализовать идеи и предложения студенчества.
В третьей главе будет представлен проект развития студенческого самоуправления как превентивной меры антикризисного управления в ГУУ.