Рекомендации по улучшению учебников

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(педагогическая экспертиза учебника)

Обществознание, 8 класс, «Что объединяет разных людей?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина

ООО «Баласс»

1. Сведения об экспертной организации:
1.1. Наименование: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
1.2. Место нахождения: Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1, проспект Вернадского, д. 88
2. Сведения об экспертах:
№ п/п Ф.И.О. Квалификация Дополнительная информация
     
     
     
3. На экспертизу представлены:
3.1. Учебник Обществознание, 8 класс, «Что объединяет разных людей?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина
3.2. Электронное приложение Нет
3.3. Методическое пособие Обществознание. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Что объединяет разных людей?». 8 класс. Авторы Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова, Л.А. Малкова.
3.4. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников 1. Обществознание, 5класс, «Зачем изучать общество?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, М.Е. Турчина 2. Обществознание, 6 класс, «Как устроен мир людей?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина 3.Обществознание, 7 класс, «Как найти себя в обществе?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина 4.Обществознание, 8 класс, «Что объединяет разных людей?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина 5.Обществознание, 9 класс, «Как жить по законам общества?». Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А Николаева, Л.Н. Корпачева, Н.С. Павлова, С.В. Паршина
4. Форма представления учебника:
4.1. Учебник представлен в печатной форме  
№ п/п Критерии экспертной оценки Экспертная оценка Примечание
«да» «нет»
5. Общая краткая характеристика представленного материала
5.1 Состав и полнота представленных материалов:      
  представлен учебник      
  представлено электронное приложение к учебнику      
  представлено методическое пособие для учителя      
  представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников      
5.2 Представленное издание является учебником      
5.3 Наименование учебника соответствует названию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования      
5.4 Представленное методическое пособие является методическим пособием к экспертируемому учебнику      
 
6.1 Учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников      
6.2 В содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству      
6.3 Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС по формированию:      
  личностных результатов      
  предметных результатов      
6.4 Содержание учебника обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся      
6.5 Содержание учебника способствует развитию мотивации к учению      
6.6 Содержание учебника способствует интеллектуальной и творческой деятельности учащихся      
6.7 Содержание учебника способствует реализации системного подхода в обучении      
6.8 Содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю      
6.9 Содержание учебника способствует толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу      
6.10 Содержание доступно и понятно учащимся не зависимо от пола, национальности и места жительства, учитывает особенности данной возрастной группы      
6.11 Язык изложения учитывает особенности данной возрастной группы      
6.12 Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему      
6.13 Методический аппарат учебника обеспечивает наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала      
6.14 Методический аппарат учебника обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения      
6.15 Методический аппарат учебника обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности      
6.16 Методический аппарат учебника обеспечивает умение использовать профессиональную терминологию      
6.17 Методический аппарат учебника развивает критическое мышление      
6.18 Методический аппарат учебника развивает способность аргументированно высказывать свою точку зрения      
6.19 Методический аппарат учебника предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса      
6.20 Методический аппарат учебника обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения      
6.21 Учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся      
6.22 Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации, языков народов Российской Федерации      
6.23 Текст предоставляет возможность «расширения» информационного поля      
6.24 Изложение учебного материала характеризуется структурированностью      
6.25 Изложение учебного материала характеризуется систематичностью      
6.26 Изложение учебного материала характеризуется последовательностью      
6.27 Изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов      
6.28 Язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник      
6.29 Содержание и структура электронного приложения соответствуют структуре и содержанию учебника в печатной форме      
6.30 Структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника      
6.31 Завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников      
7. Общий вывод
7.1        
                       

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Рекомендации по улучшению учебников

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (9 класс)

Текст представленного учебника вступает в противоречие с требованиями ФГОС о необходимости формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Подзаголовок учебника не отражает содержание предмета и нуждается в корректировке.

Текст учебника в ряде случаев не соответствует элементарным критериям научности и достоверности в изложении материала.

Предложив достаточно жесткую структурную схему деления жизни общества на четыре сферы, авторы учебника, с одной стороны, далеко не всегда сами следуют этому принципу деления материала, а с другой стороны, практически не говорят об условности такого деления и о реальном пересечении и взаимопроникновении этих областей жизни общества.

Необходимо выделить отдельно блок правоведения, исключив его из сферы политики.

Некорректно изложен материал раздела «сфера политики»: представлен, скорее, обывательский, а не научный подход к политическим проблемам. Это проявляется, например, в схеме «Государственное устройство РФ», искажающей систему власти: президент поставлен над всеми ветвями власти, что больше соответствует статусу монарха. На схеме отсутствует система арбитражных судов, исполнительная власть расположена ниже федерального уровня (с.151).

В разделе политики представлены темы, связанные с партийными системами, но отсутствует теоретический материал по политическим партиям, содержание партийных систем также представлено некорректно.

В целом теоретический материал учебника должен соответствовать уровню, необходимому для итоговой аттестации школьников: это касается формулировок понятий, анализа функций, соотношения категорий и т.п.

В статьях о католицизме и православии (во всех учебниках с 6 по 9 класс) присутствует давно устаревшая информация об использовании в католическом богослужении только латинского языка, о причащении мирян только хлебом, а не вином. (Известно, что решениями Второго Ватиканского собора в 1965 году было восстановлено причастие под двумя видами для всех католиков и разрешено богослужение на национальных языках).

Недостоверна и информация о праве православных приходских священников вступать в брак. (Согласно православным канонам, женатый человек может стать священником, а не наоборот. А вот для того чтобы жениться, священнику придется отказаться от сана.)

Не имеет под собой никаких оснований и утверждение о том, что в православии существует «запрет на украшение храмов статуями».

Так как вопреки современному религиоведению, авторы учебника считают неотъемлемой чертой любой религии наличие учения о бессмертии души, то, соответственно, и буддизму приписывается наличие представлений о душе, (что, конечно же, не соответствует действительности).

Текст представленного учебника вступает в противоречие с требованиями ФГОС о формировании уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере, религии, культуре.

В учебнике представлена крайне неравноценная информация о различных религиях и конфессиональных направлениях. Непонятно, например, почему в словарном разделе учебника статья «даосизм» занимает почти целую страницу, а протестантизму выделено всего три строки. Имеющаяся в учебнике информация существенно отличается по объему, степени достоверности, стилистике изложения и, конечно, нуждается в радикальном пересмотре.

Некомпетентность в религиоведческих вопросах может послужить катализатором конфликтных ситуаций не только тогда, когда речь идет о наличии религиозных взглядов, но и в ситуации их отсутствия. Из текста учебника очевидно, что авторы не понимают разницы между человеком неверующим и атеистом. Эти понятия отождествляются даже в словарной статье о свободе совести.

Наши рекомендации