Чувственное и рациональное познание
Искусство
Искусствопредставляет собой особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах.
Цели искусства:
- распространение духовных благ;
- самовыражение автора.
Функции искусства.
1. Познавательная. Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
2. Воспитательная. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
3. Эстетическая. Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
4. Гедонистическая. Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
5. Прогностическая. Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
6. Компенсаторская. Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
7. Социальная. Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
8. Развлекательная (например, массовая культура).
2.Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
3.Виды познания
Чувственное и рациональное познание
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)..
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
4. Уровни научного познания. Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.:
1. Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
o наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;.
o эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
2. Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
5.Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним
Абсолютная истина | Относительная истина |
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. | · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения |