Принципы обучения в истории дидактики
Ученый-дидакт | Открытые ученым принципы обучения |
Я. А. Коменский (1592-1670) | Идея природосообразности обучения: · как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); · утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; · все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия; · идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность. |
Ф.В.А. Дистервег (1790-1866) | · Принцип природосообразности, суть которого состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка; · принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура. |
К. Д. Ушинский (1824-1870) | · Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным, пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового; · обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; · порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания; · обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу; · обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким; · преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. |
Правила обучения - вытекают из принципов, подчиняются им, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых обучающим и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
Наиболее общепризнанные в классической теории обучения дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой. Каждый из этих принципов предполагает свои правила реализации.
Принципы обучения и правила их реализации
Принцип воспитывающего обучения - создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенном в содержании обучения, освоения избранной профессии, для всестороннего развития личности и проявления творческой индивидуальности.
Правила реализации
· уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять разумную требовательность к нему; требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
· не унижать, а возвышать личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к нему, тактично поправлять ошибки, стимулировать на преодоление трудностей.
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.
Правила реализации
· Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося;
· следует проявлять индивидуальный подход: учебная работа должна проводиться по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым;
· необходим дифференцированный подход, разделять учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работать с ними по разным программам.
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией, а также освоение научных методов познания природных и общественных явлений. Важно, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами обучаемые понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками– внутреннее состояние материального мира и его закономерности. У обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Правила реализации
· Для усвоения обучаемым следует предлагать подлинные, прочно установленные наукой знания;
· необходимо использовать методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки;
· способствовать овладению методологией исследовательского поиска и научным языком;
· помогать усвоению основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой.
Принцип наглядности – утверждает зависимость эффективности обучения от степени привлечения к восприятию органов чувств человека; чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Правила реализации
· Необходимо использовать средства наглядности как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, как яркий и образный показ того, что необходимо усвоить;
· по мере взросления обучающихся необходимо применять наглядность более в символическом виде, чем в предметном;
· различные виды наглядности следует применять в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
· рекомендуется использовать эстетические характеристики наглядных средств обучения для эстетического воспитания.
Принцип доступности направлен на то, чтобы уровень сложности и объем учебного материала, методы его изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. При упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности
Правила реализации
· В обучении следует идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
· необходимо объяснять учебный материал языком, понятным и доступным обучающимся;
· важно применять индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся, учитывать их возможности, способности и т.д.
· следует осуществлять обратную связь, систематический контроль усвоения обучающимися содержания обучения и своевременно корректировать уровень его доступности.
Принцип сознательности и активности означает необходимость осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Правила реализации:
· добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
· логически увязывать неизвестное с известным;
· учить обучающихся находить причинно-следственные связи;
· использовать активные методы обучения;
· стимулировать рефлексию и самоконтроль в обучении.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, поскольку только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Правила реализации
· Формировать систему знаний на основе понимания их взаимосвязи;
· использовать схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули и иные формы логического представления учебного материала;
· осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи;
· важна координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований и обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Правила реализации
· Стимулировать положительное отношение обучаемых к конкретным знаниям и к обучению в целом;
· активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей;
· структурировать содержание учебного материала, излагать его логично, последовательно и доступно;
· систематически применять разные виды и формы контроля, побуждать к самоконтролю;
· при повторении изученного материала использовать разнообразные технологии, формы, методы, средства обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Правила реализации
· Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
· показ области применения теоретических знаний;
· изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
· решение задач и упражнений на основе производственных достижений.