Управление современным образованием
Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются:
ü местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни экономикой, политикой, сферами, как материального производства, так и духовной жизни;
ü состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса.
Эти характеристики новой системы образования существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.
Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть, управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни.
Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием, как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.
Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы.
Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру.
Общая структура современной системы образования состоит из пяти системных блоков:
ü Теоретико-методологическая подсистема.
ü Педагогическая подсистема.
ü Экономическая подсистема.
ü Организационная подсистема.
ü Технологическая подсистема.
Системные блоки находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.
Поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях, межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.
Управление развитием новой системы образования эффективно только тогда, когда применение современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление соответствующих организационных структур и форм, разработка новых экономических механизмов в сфере образования осуществляются в единстве и взаимодействии.
Проблемы совершенствования учебного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.
Системность, целостность управления образованием во многом обеспечиваются развитием теоретических и методологических оснований сферы образования в современном мире. Если в эволюционные периоды развития сфер общественной жизни их методологические и общие теоретические основания обычно не подвергаются анализу и часто даже не рефлексируются, то в периоды революционных изменений, кризиса старых систем и возникновения принципиально новых, эти основания обычно обнажаются, подвергаются анализу и переосмыслению.
Без развития новых оснований невозможно становление новой системы. Важный принцип управления образованием в современном мире - совершенствование теоретико-методологических основ управления образованием и построение практики на этих основах.
Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем
ü организации доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);
ü обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;
ü повышения качества образования и достижения более полного его соответствия запросам общества;
ü резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
Эти проблемы должны решаться в условиях увеличения количества обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого.
Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.
Особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.
Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.
Роль семьи в организации и финансировании образования ее членов усиливается постольку, поскольку семья участвует в оплате образования, часто - в выборе учебного заведения, тем самым в какой-то мере влияя на содержание образования. В дистанционном образовании на базе телекоммуникаций семья активно содействует созданию учебной среды.
Роль предприятий в управлении сферой образования сейчас определяется тем, что они финансируют образование посредством системы налогообложения, непосредственно участвуют в финансировании учебных заведений, главным образом на высших уровнях образования. Они берут на себя образовательные функции, развивая на своей основе систему продолженного образования (в последние годы часто на базе открытого гибкого дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий).
Характерной особенностью управления современной образовательной системой должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.
Устанавливаются новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными учреждениями и обучаемыми. Развивается и реализуется принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенций, полномочий и ответственности между его различными уровнями.
До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. В современных условиях такая система управления образованием неэффективна с экономической и педагогической точек зрения. Государство оказалось перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования.
Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности.
За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии.
По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.
Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг.
В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.
Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.
Развитие системы договоров на подготовку кадров между государственными органами управления образованием и учебными заведениями предполагает, что в этих договорах фиксируются требования к качеству образования и система контроля выполнения этих требований.
В России требования к качеству образовательных услуг устанавливаются посредством развития системы государственных образовательных стандартов, которая имеет федеральный и национально-региональный компоненты.
Государственные образовательные стандарты фиксируют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, являются основой оценки уровня и качества полученного образования.
На базе государственных образовательных стандартов создается национальная система контроля качества образования, организуются федеральные и региональные центры контроля качества образования и тестирования.
Контроль качества образовательных услуг может осуществляться посредством:
ü развития системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
ü обеспечения выбора гражданами того учебного заведения, которое предоставляет образовательные услуги более высокого качества.
Развитие этих путей актуально для управления современным образованием.
Важной задачей современного управления образованием - интеграция национальной системы контроля качества образования в международную.
Назовём основные особенности управления современной образовательной системой, определяющие стратегические ориентиры:
ü Необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы, как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях;
ü Высокий приоритет образования на всех этих уровнях - необходимое условие эффективного управления образованием в современном мире;
ü Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях - межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне определенных образовательных учреждений - должен быть принцип системности;
ü Особенностью управления современным образованием является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования;
ü Дальнейшее развитие принципа автономии образовательных учреждений как базисного принципа управления современной образовательной системой, позволяющего образовательным организациям самостоятельно решать такие вопросы управления образовательным процессом, как выбор образовательных методик и технологий, определение структуры и состава занятого персонала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.;
ü Развитие и реализация принципа децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями;
ü Изменение роли государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и потребителя образовательных услуг;
ü Развитие конкурентной образовательной среды, создание насыщенного рынка образовательных услуг являются важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования;
ü Важным принципом управления образованием в условиях развития рынка образовательных услуг является необходимость фиксации требований к качеству образования и развития системы контроля выполнения этих требований.
Отмеченные особенности управления приводят к значительному расширению множества:
ü образовательных услуг и продуктов вследствие увеличения разнообразия образовательных технологий;
ü педагогических методов и приемов;
ü институциональных форм;
ü организационных структур;
ü экономических механизмов предоставления образовательных услуг.
Это вызывает необходимость рассмотрения значительно большего количества альтернатив при принятии решения об инвестировании средств в образование, как для органов управления, так и для отдельных учебных заведений, предприятий и граждан, выбора из этих альтернатив наиболее эффективного способа инвестиций. Для всех уровней управления современным образованием важной проблемой стала проблема выбора эффективного способа осуществления инвестиций.