Нет единого толкования. Множество концепций культуры (более20).
Так, для аксеологической концепции К. – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм чел-ва. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека, - сов-ть способов чел дея-ти. Личностная (Поведенческая) концепция – актуализация социальной природы человека – способ движения личности в соц пространстве и времени, - система её качеств и хар-к, важных для реализации отношений человека к природе, общ-ву, для процесса его социализации. Семиотическая – как сов-ть знаков, как система, передающая и хранящая инфу. Каждая из концепций культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Но культура не исчерпывается од-ним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование.
Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:
· культура отличает человека от других живых существ;
· через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;
· культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.
Культура человечества тоже имеет сложную структуру. Так, по мнению М. Мид, ей присущи три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный. Префигуративный тип культуры М. Мид наблюдала в обществах, находящихся в первобытном состоянии (молодое поколение слепо следуют за старшими, цель-воспроизведение прошлого, отсутствие креативности); кофигуративный обнаружила в «пионерских» объединениях людей, осваивающих новые земли (сверстники задают друг другу модель поведения, к-ра менее разнообразна, более поверхностна, чем префигуративная, но более гибкая и открытая, цель и смысл их жизни прагматичны. Человек, живущий в такой культуре, ограничен в своих знаниях, умениях и ценностях, относится как к неизбежности к изменениям жизни вопределенных пределах. Общественное бытие для него важнее индивидуального существования) а постфигуративный смоделировала(игуративный тип культуры характеризуется ориентацией общества, старших поколений на более молодых как на образец,авторитет). Отличаются типы к-р прежде всего традициями взаимоотношений разных возрастных групп внутри социума.
Генетически полученная культура закодирована. Расшифровать ее, опереться на нее в своем развитии человек может только в обществе, в деятельности, так или иначе связывающей его с другими людьми.
Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них — тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения. Но и собственная активность человека чрезвычайно важна.
Педагогика непосредственно связана с последним. Она традиционно вычленяет в культуре ребенка такие составляющие, как умственная, нравственная, правовая, физическая, экологическая, экономическая и другие, соответствующие различным видам деятельности человека. Сегодня можно вычленить и «горизонтальные слои» культуры конкретного человека и рассматривать ее как взаимноинтегрированный комплекс трех пластов: информационного, технологического, аксеологического.
Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения ребенком знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей и связан с этим процессом. Системообразующими информационного пласта культуры являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности.
Технологический пласт культуры возникает в процессе овладения ребенком совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество его деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам его деятельности, и связан с этим процессом.
Аксеологический пласт культуры возникает в процессе интериоризации ребенком традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом.Названные пласты культуры пронизывают друг друга.
Ушинский!модель по Ушинскому:
Не только психологический анализ... но и само непосредственное чувство, присущее каждому из нас, говорит нам ясно о существовании двух миров в человеке: душевного и материального. Но человек, начиная мыслить, упорно отвергает свидетельство собственного чувства и, переступая границы опыта, стремится вывести материальный мир из душевного, впадая в крайность идеализма, или душевный мир из материального, впадая в крайность материализма.
Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.
Стремления К. Д. Ушинский подразделил на три основные группы: первые две выражают «стремление человека быть», существовать в пространстве и времени, поддерживать и продолжать род.-органические потребности, источником которых является телесная, растительная природа человека. Врожденными, органическими он считал эти стремления потому, что самосохранение живой системы, а тем более сохранение и продолжение рода, невозможно вне общественного существования. Следовательно, врожденное стремление к общественному существованию одновременно выступает и как важный фактор удовлетворения коренных потребностей живого организма в самосохранении, сохранении и продолжении рода.
Ко второй группе потребностей К. Д. Ушинский относил такие, которые выражают стремление «жить». Такие стремления характерны для человека и высших животных- «стремления душевные» (место между органическими и духовными потребностями, основа всех психических состояний личности), которые свойственны только человеку. Определяя группу «душевных потребностей», он исходил из понимания «души» как «невесомого вещества», которому изначально «присуща потребность в сознательной деятельности». Здесь интересна мысль о врожденной потребности в деятельности. Эта потребность — основа всех душевных стремлений. Душевные стремления выражаются прежде всего в «чувствованиях».
Высшим выражением потребности в деятельности у человека X Д. Ушинский считал потребность в умственном движении и в умственном и физическом труде- группа духовных потребностей, присуща только человеку( в труде, в знаниях, в наслаждении красотой, в свободе и счастье, т. е. те потребности, развитие и удовлетворение которых возможно только в человеческом обществе).