Познакомить с казахскими национальными играми Обобщение
Физкультура является важным фактором для формирования и укрепления здоровья ребенка.
Круг радости и общения
ВАЛЕОЛОГИЯ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие №8
Тема: СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА
Цель: сформировать понятие «здоровый образ жизни».
3адачи: закрепить навыки по соблюдению гигиены тела, уходу за зубами, волосами, ногтями, охране зрения, слуха, осанки; дать информацию о болезни зубов; воспитывать у детей гуманное отношение, толерантность к детям и к людям старшего возраста с физическими недостатками.
Ход занятия
Круг радости и общения
Дети вспоминают, каким был сказочный герой Мойдодыр из произведения К. Чуковского.
Мойдодыр рекомендует детям соблюдать чистоту и правили гигиены. Дети вспоминают, какие правила гигиены они знают и соблюдают.
Загадка
Красные двери, в пещере мост,
Белые звери сидят у двери.
И мясо, и хлеб - всю добычу свою,
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, язык и зубы)
Беседа
Педагог предлагает детям показать друг другу свои зубы и рассказать, как они ухаживают за ними.
(Предварительно можно провести экскурсию в стоматологический кабинет.)
Педагог предлагает откусить от дольки сыра или яблока кусочек и рассмотреть получившийся отпечаток зубов. Обращает внимание на то, что не все зубы одинаковой формы.
Зубы помогают отчетливо произносить слова, и если они белые, ровные, то лицо человека становится от белоснежной улыбки очень красивым.
Детям предлагается продемонстрировать друг другу свою улыбку.
Педагог дает детям зеркальце и предлагает еще раз внимательно рассмотреть свои зубы и рассказать, какие они (белые, ровные, твердые). Обратить внимание детей на то, что некоторым придется срочно идти показывать зубы врачу-стоматологу и лечить их.
(Не забудьте напомнить об этом родителям детей). Главная функция зубов - это пережевывание пищи. Все зубы растут из челюстных костей. Они покрыты зубной эмалью. При пережевывании пищи во рту выделяется кислота, способная разрушить ее. Поэтому очень важно чистить зубы и полоскать рот после еды.
Кариес - самое частое заболевание зубов, которое разрушает эмаль. Лечить его не больно и не страшно. Но если не лечить, то микробы разъедают и углубляют дырочки, что приводит к воспалению мякоти зуба. Тогда возникает нестерпимая зубная боль.
Дети рождаются без зубов. Они появляются обычно с шестимесячного возраста и называются молочными. В шесть лет молочные зубы начинают выпадать. Но на месте выпавших зубов вырастают новые - постоянные зубы. Они немножко больше по размерам, поэтому челюсти тоже растут, чтобы все зубы поместились, каждый - на своем месте. Замена зубов обычно заканчивается к 12 годам. Большинство взрослых к 20 годам имеют все тридцать два зуба.
Как правильно ухаживать за зубами
·Чистить зубы два раза в день, полоскать рот после каждого приема пищи.
·У каждого должна быть личная зубная щетка.
·Зубную пасту выдавливают на влажную щетку. Движения должны быть мелкими вверх-вниз, нажим легким. Внутренняя поверхность зубов очищается такими же движениями вверх-вниз.
Своевременно обращайтесь к врачу-стоматологу.
Нельзя после горячего сразу пить холодное. Нельзя грызть
орехи. Нельзя есть много сладкого.
Беседа
Педагог предлагает детям рассказать, как просыпаются
утром взрослые и дети, пользуются ли звуковым сигналом.
Дети представляют, что:
- утром зазвонил будильник - пора вставать. Звон будильника человек слышит с помощью органа слуха - ушей;
-встал с кровати. Прохладно. Надо одеться. Температуру
воздуха человек почувствовал через орган осязания - кожу;
- в квартире чувствуется запах кофе. Это мама на кухне готовит завтрак. Орган обоняния - нос - уловил запах кофе;
- кофе несладкий, надо положить пару кусочков сахара.
Вкус человек почувствовал через другой орган - язык;
- на улице идет дождь, надо взять зонтик. О перемене погоды человеку сообщил орган зрения - глаза.
(Можно с привлечением помощников продемонстрировать детям все этапы: звонок будильника, запах и вкус кофе и т.д.), Дети рассуждают о том, что глаза, уши, нос, язык, кожа помогают им во многом. Органы чувств помогают человеку ориентироваться в окружающем мире.
Дети делают выводы о том, что зрение, вкус, слух, осязание и обоняние - это главные помощники человека.
Способность видеть окружающий мир - одно из ценнейших качеств, которым обладает человек. Почти все события в жизни человека воспринимаются с помощью зрения.
От капелек пота, пыли, соринок глаза защищают брови, веки, ресницы.
Для улучшения зрения полезен витамин «А», поэтому необходимо употреблять в пищу много моркови.
Для просмотра телевизора лучше сидеть на жестком стуле и ставить его на определенном расстоянии (2 метра) от экрана.
Работая с ножницами и другими острыми колющими предметами, нужно быть очень осторожным, чтобы не поранить глаза.
Зрение проверяет глазной врач - окулист. Если человек видит плохо, врач может подобрать ему очки.
При близорукости человек плохо видит далеко расположенные предметы, при дальнозоркости - близко расположенные.
Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.
За очками нужен специальный уход: стекла нужно содержать в чистоте; их надо беречь от ударов.
Люди, у которых полностью отсутствует зрение, лишены возможности видеть краски мира. Слепым человек может быть от рождения или после какой-нибудь травмы, болезни.
Педагог предлагает закрыть глаза и представить, как тяжело быть слепым: не видеть солнце, небо, траву, цветы, лица самых близких людей.
Людям, лишенным возможности видеть наш чудесный мир, очень нужна помощь других людей, дружба, понимание, сострадание.
1. Дети и взрослые в очках такие же, как все, только глаза видят у них слабее. Относись к ним с уважением! Если им нужна помощь, окажи ее.
2. Старые люди видят очень плохо. Помогай им, ведь придет время и твои родители, мама и папа, станут такими же старенькими.
Игра-фантазирование «Расскажи-ка ... жестами!»
Представь себя в поезде за окном вагона, а свою бабушку - на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать:
что ты хорошо устроился в вагоне;
что позвонишь бабушке, когда приедешь;
что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет.
Детям дается задание передать эту информацию жестами, пока поезд не тронулся.
Загадка
Живут два братца,
Друг друга не видят, но слышат. (Уши)
Дети обсуждают игру и приходят к выводу, что хорошо иметь орган слуха - уши, и нелегко объясняться без слов, жестами.
Орган слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А для чего же нужен слух человеку?
Педагог предлагает детям закрыть уши руками, поэкспериментировать. Дети делятся ощущениями, что им плохо слышны звуки, стало труднее общаться друг с другом.
Ухо является органом слуха, с помощью которого человек различает голоса людей, пение птиц, шум ветра, раскаты грома.
Педагог предлагает еще раз закрыть уши и представить, как тяжело быть глухим: не слышать пение птиц, музыку, ласковый голос мамы.
3.К глухим и слабослышащим людям следует относиться с пониманием и оказывать им посильную помощь.
Советы доктора ЗОЖ
• Уши надо беречь! В сильный мороз, в холодные ветреные дни следует надевать теплый головной убор.
В ушах не ковыряются ручкой, спичкой и другими острыми и твердыми предметами. А если все-таки в ухо попал инородный предмет, то надо обращаться за помощью к взрослым или врачу.
Мойдодыр просит следить за чистотой ушей и мыть их не реже одного раза в неделю.
Игра «Определи, что это»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и по запахи определить название того или иного фрукта или овоща.
Носом человек не только дышит, но и распознает запахи.
Нос - это орган обоняния.
Нос - это природный барьер для зашиты организма от попадания пыли, микробов и бактерий. Поэтому нужно дышать через нос. Когда человек дышит, то пыль и микробы остаются в носу. Их задерживает слизь, которая помогает их обезвреживать. Маленькие волосики в носу помогают удалить эту слизь с вредными для здоровья веществами. А если человек дышит ртом, то воздух без очищения сразу попадает в легкие и может вызвать болезнь.
При чихании, кашле обязательно нужно пользоваться носовым платком, иначе в воздух попадают микробы, которые могут попасть в легкие другого здорового человека и вызвать у него болезнь, заразить его. Если простуду вовремя не лечить, то могут возникнуть осложнения: у человека могут заболеть уши, легкие, сердце.
Советы доктора ЗОЖ
·При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию уха.
·Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого человека.
·Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
·Нельзя ковырять в носу пальцем и, тем более, острым предметом.
Нос можно закалять. Для этого нужно два раза в день промывать его соленой водой (на стакан воды комнатной температуры - полчайной ложки соли). Можно вдыхать запах нарезанного лука и чеснока.
Обобщение
4.Уши, глаза, нос, язык, кожа помогают познавать мир, ориентироваться в жизни.
Круг радости и общения
Доктор ЗОЖ просит вас и всех людей на свете относиться к тем, кто плохо видит и слышит, к людям слепым и глухим очень бережно, с уважением и оказывать им при необходимости всяческую поддержку и помощь.
ВАЛЕОЛОГИЯ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие №9
Тема: МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
Цель: сформировать представления о различии полов.
Задачи: показать детям сходство и различие между мальчиками и девочками и особенности их развития; развивать умение детей общаться друг с другом; рассказать о роли настроения в сохранении и укреплении здоровья человека.
Ход занятия
Круг радости и общения
Педагог приветствует детей, предлагает посмотреть друг на друга и отметить, в чем их сходство и различия.
После высказываний детей педагог подводит итог и говорит о том, что у всех людей одинаковое строение тела: есть руки, ноги, глаза, уши и т.д. Однако каждый человек уникален и неповторим. У каждого свой цвет глаз, волос, форма носа. У каждого свой характер, творческие способности и таланты.
Люди бывают разные ~ мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины. У каждого в семье есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Педагог предлагает мальчику и девочке встать перед зеркалом, чтобы описать друг друга. Обобщая детские высказывания, взрослый помогает им сформулировать выводы о том, что девочки более хрупкие, женственные. Они носят юбочки, платья. У них косички, различные украшения.
Мальчики сильнее, чем девочки, плечи у них шире, волосы короче, тело мускулистее, голос грубее.
Работа в азбуке-тетради
Педагог предлагает проследить, как растет и развивается горошина, с момента ее посадки в землю; сравнить, как растут и меняются дети.
Горошина росточек горох цветет (дает плоды) увядает
Мальчик юноша мужчина (папа) дедушка
Девочка девушка женщина (мама) бабушка
У мальчиков и девочек интерес к игрушкам разный. Педагог просит назвать игрушки для мальчиков, затем те игрушки, с которыми играют девочки, а также игрушки, с которыми играют все они вместе.
Детям предлагается вспомнить и назвать работу, которую выполняют в семье женщины и мужчины; вспомнить, какие профессии можно назвать женскими, а какие - мужскими.
Самая главная задача мальчиков - вырасти крепкими, здоровыми, чтобы защитить своих близких от разных неприятностей, чтобы заботиться о нежных, хрупких женщинах и девочках. Мальчики не могут применять силу против девочек. Он не может ударить девочку, ведь он ее защитник.
Самая главная задача девочек ~ вырасти здоровыми и счастливыми, чтобы стать красивыми, умными девушками, а в будущем добрыми и заботливыми мамами.
Работа в азбуке-тетради
Дети должны дорисовать одежду, которую носят мальчики и девочки. Отметить стрелками те игрушки, с которыми мальчики и девочки играют отдельно и вместе.
Послание от доктора ЗОЖ
Педагог вскрывает красивый конверт от доктора ЗОЖ и читает детям сказку.
«В одном городе жили-были две девушки - Улыбка и Злюка.
Улыбка была такая добрая, ласковая, приветливая, что все
люди были рады видеть ее у себя в доме. Ее приглашали в гости, старались подружиться с ней. И везде, где появлялась Улыбка, ярко светило солнце, пели птицы и все вокруг улыбались.
А Злюка - сердитая, всем недовольная, с ее появлением все исчезало, замолкало. Никто не веселился и не улыбался».
Детям предлагается изобразить капризного ребенка, веселого малыша, строгого взрослого, а затем мимикой изобразить Улыбку и Злюку.
- Давайте покажем, как ведет себя Злюка?
- Громко кричит «У-у-у'>. Сильно топает ногами.
- Зубами стучит, скалится, глазами вращает, хмурит брови, рычит, щеки надувает, руками машет.
Педагог просит детей подумать о том, почему доктор ЗОЖ прислал им такую историю. Может быть, надо обо всем этом хорошо поразмыслить.
Дети рассуждают, что с улыбкой легче и веселее жить на свете. Злых, раздражительных людей никто не любит, и им тяжелее жить, а значит им самим надо меняться, так жить, как живут веселые, добрые люди.
Секрет кроется в том, что когда человек улыбается, в его кровь поступают особые вещества, благодаря которым улучшается настроение. А злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней.
Педагог предлагает придумать конец сказке доктора ЗОЖ.
Упражнение «Тренировка улыбки»
Дети берут зеркало, смотрятся в него, поднимают уголки рта вверх, делают красивую, добрую улыбку (1 минута).
Педагог объясняет детям, что это упражнение можно выполнять несколько раз в день. Если настроение плохое, улыбка поможет его улучшить. Поэтому улыбаться надо чаще.
Игра «Мое имя»
И у мамы есть, и у папы есть,
И у дочки есть, и у внучки есть,
Чтоб его узнать, надо вслух назвать.
(Имя)
Мальчики и девочки называют ласковыми именами друг друга.
Упражнение «Разыгрывание сценки»
«Вы находитесь дома вместе с мамой. Она сегодня грустная и усталая».
Дети обсуждают вместе с педагогом, что они могут предпринять в такой ситуации. И вывод оказался очень простым: чтобы улучшить настроение мамы, надо обнять ее и попросить улыбнуться.
Улыбка способна воздействовать на окружающих.
Не забывайте, что особенно в вашей улыбке нуждаются бабушки и дедушки - больше общайтесь с ними.
Улыбка - это волшебный ключик к нашему настроению, настроению близких и друзей.
Обобщение
·Мальчики и девочки носят разную одежду, играют с разными игрушками.
·Дома, в школе, на улице чаще улыбайтесь родителям, близким, друзьям.
·Улыбайся, когда здороваешься. Помни, улыбка улучшает настроение и здоровье.
Круг радости и общения
В конце занятия дети становятся в круг, берутся за руки, дарят друзьям тепло, доброту, желают всем людям быть добрыми и здоровыми.
ВАЛЕОЛОГИЯ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие №10
Тема: КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Цель: дать понятие о питании.
Задачи: рассказать о правилах питания, культуре питания и о значении витаминов для здоровья ребенка; воспитывать хорошие манеры.
Ход занятия
Круг радости и общения
Педагог приветствует детей стихами:
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Солнцу и птицам, улыбчивым лицам
Всем, кого встретишь, здоровья желать.
Дети улыбаются друг другу, стараются поднять настроение
тем, кто грустный и невеселый.
Беседа
- Зачем люди улыбаются друг другу?
- Какие правила ухода за зубами вы знаете?
- Для чего нужны зубы человеку?
- Для чего нужна пища человеку?
Человеку пища нужна, чтобы жить и расти. Именно с пищей в организм человека попадают все необходимые для жизни элементы и питательные вещества.
Организм человека привыкает принимать пищу в определенные часы: к этому времени человек начинает ощущать чувство голода. В желудке вырабатывается специальный сок, он называется желудочным. Очень важно принимать еду в одно и то же время, чтобы желудочный сок помогал в полноценном переваривании пищи.
Из еды организм человека берет полезные вещества, витамины и строит из них новые клеточки внутри тела.
Педагог берет кубик.
- Съел человек творог - организм взял из него все самое нужное.
Педагог ставит кубик на стол.
- Съел яблоко - еще что-то полезное получил организм. Педагог ставит второй кубик.
- Съел гречневую кашу - еще кубик и т.д., так и появляется домик (или башенка).
Особенно полезны для роста и развития детей молочные продукты. В молочных продуктах, в мясе есть такие полезные вещества, как кальций и фосфор, которые являются строительным материалом для организма.
Пища должна быть разнообразной и содержать в себе все полезные вещества, особенно витамины. Без витаминов человек болеет.
Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов и других полезных веществ. Они укрепляют зрение, способствуют росту и развитию организма.
Напоминания доктора ЗОЖ
·Мойте руки перед едой. Пожелайте себе и другим приятного аппетита. Когда люди желают друг другу приятного аппетита, они желают, чтобы пища, которую человек ест, принесла ему только пользу и здоровье.
·Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. На чувство аппетита влияют: своевременно приготовленная пища, вкусная и красиво оформленная еда, красиво сервированный стол, твое настроение.
·Тщательно пережевывайте пищу. Ешьте в положенное время.
·После еды надо полоскать рот теплой водой.
· Соблюдайте культуру поведения за столом.
Игра -эксперимент
На подносе лежат нарезанные кусочки яблока, сыра, печенья, конфет, огурца и курт.
Детям по очереди завязывают глаза и кладут любой из кусочков в рот. Ребенок пытается угадать продукт по вкусу.
Педагог предлагает детям представить, что они видят лимон, берут одну дольку в рот. Дети рассказывают, что с ними происходит. Слюнные железы, расположенные в полости рта, реагируют почти одинаково как на появление пищи во рту, так и на вид или запах лимона.
Педагог напоминает детям, что во рту пища разжевывается, смачивается слюной. Язык помогает при разжевывании - начинается передвижение пищи по пищеварительной системе.
Чтобы избежать многих болезней, необходимо мыть овощи и фрукты перед употреблением и соблюдать правила личной гигиены.