Познакомить с казахскими национальными играми Обобщение

Физкультура является важным фактором для формирования и укрепления здоровья ребенка.

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №8

Тема: СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА

Цель: сформировать понятие «здоровый образ жизни».

3адачи: закрепить навыки по соблюдению гигиены тела, уходу за зубами, волосами, ногтями, охране зрения, слуха, осанки; дать информацию о болезни зубов; воспитывать у детей гуманное отношение, толерантность к детям и к людям старше­го возраста с физическими недостатками.

Ход занятия

Круг радости и общения

Дети вспоминают, каким был сказочный герой Мойдодыр из произведения К. Чуковского.

Мойдодыр рекомендует детям соблюдать чистоту и правили гигиены. Дети вспоминают, какие правила гигиены они знают и соблюдают.

Загадка

Красные двери, в пещере мост,

Белые звери сидят у двери.

И мясо, и хлеб - всю добычу свою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Губы, язык и зубы)

Беседа

Педагог предлагает детям показать друг другу свои зубы и рассказать, как они ухаживают за ними.

(Предварительно можно провести экскурсию в стоматологический кабинет.)

Педагог предлагает откусить от дольки сыра или яблока ку­сочек и рассмотреть получившийся отпечаток зубов. Обращает внимание на то, что не все зубы одинаковой формы.

Зубы помогают отчетливо произносить слова, и если они белые, ровные, то лицо человека становится от белоснежной улыбки очень красивым.

Детям предлагается продемонстрировать друг другу свою улыбку.

Педагог дает детям зеркальце и предлагает еще раз внима­тельно рассмотреть свои зубы и рассказать, какие они (белые, ровные, твердые). Обратить внимание детей на то, что некото­рым придется срочно идти показывать зубы врачу-стоматологу и лечить их.

(Не забудьте напомнить об этом родителям детей). Главная функция зубов - это пережевывание пищи. Все зубы растут из челюстных костей. Они покрыты зубной эма­лью. При пережевывании пищи во рту выделяется кислота, способная разрушить ее. Поэтому очень важно чистить зубы и полоскать рот после еды.

Кариес - самое частое заболевание зубов, которое разрушает эмаль. Лечить его не больно и не страшно. Но если не лечить, то микробы разъедают и углубляют дырочки, что приводит к воспалению мякоти зуба. Тогда возникает нестерпимая зубная боль.

Дети рождаются без зубов. Они появляются обычно с шестимесячного возраста и называются молочными. В шесть лет молочные зубы начинают выпадать. Но на месте выпав­ших зубов вырастают новые - постоянные зубы. Они немнож­ко больше по размерам, поэтому челюсти тоже растут, чтобы все зубы поместились, каждый - на своем месте. Замена зубов обычно заканчивается к 12 годам. Большинство взрослых к 20 годам имеют все тридцать два зуба.

Как правильно ухаживать за зубами

·Чистить зубы два раза в день, полоскать рот после каждого приема пищи.

·У каждого должна быть личная зубная щетка.

·Зубную пасту выдавливают на влажную щетку. Движе­ния должны быть мелкими вверх-вниз, нажим легким. Внутренняя поверхность зубов очищается такими же движениями вверх-вниз.

Своевременно обращайтесь к врачу-стоматологу.

Нельзя после горячего сразу пить холодное. Нельзя грызть

орехи. Нельзя есть много сладкого.

Беседа

Педагог предлагает детям рассказать, как просыпаются

утром взрослые и дети, пользуются ли звуковым сигналом.

Дети представляют, что:

- утром зазвонил будильник - пора вставать. Звон будильника человек слышит с помощью органа слуха - ушей;

-встал с кровати. Прохладно. Надо одеться. Температуру

воздуха человек почувствовал через орган осязания - кожу;

- в квартире чувствуется запах кофе. Это мама на кухне го­товит завтрак. Орган обоняния - нос - уловил запах кофе;

- кофе несладкий, надо положить пару кусочков сахара.

Вкус человек почувствовал через другой орган - язык;

- на улице идет дождь, надо взять зонтик. О перемене по­годы человеку сообщил орган зрения - глаза.

(Можно с привлечением помощников продемонстрировать детям все этапы: звонок будильника, запах и вкус кофе и т.д.), Дети рассуждают о том, что глаза, уши, нос, язык, кожа по­могают им во многом. Органы чувств помогают человеку ориен­тироваться в окружающем мире.

Дети делают выводы о том, что зрение, вкус, слух, осязание и обоняние - это главные помощники человека.

Способность видеть окружающий мир - одно из ценнейших качеств, которым обладает человек. Почти все события в жизни человека воспринимаются с помощью зрения.

От капелек пота, пыли, соринок глаза защищают брови, веки, ресницы.

Для улучшения зрения полезен витамин «А», поэтому не­обходимо употреблять в пищу много моркови.

Для просмотра телевизора лучше сидеть на жестком стуле и ставить его на определенном расстоянии (2 метра) от экрана.

Работая с ножницами и другими острыми колющими предметами, нужно быть очень осторожным, чтобы не пора­нить глаза.

Зрение проверяет глазной врач - окулист. Если человек ви­дит плохо, врач может подобрать ему очки.

При близорукости человек плохо видит далеко расположен­ные предметы, при дальнозоркости - близко расположенные.

Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

За очками нужен специальный уход: стекла нужно содер­жать в чистоте; их надо беречь от ударов.

Люди, у которых полностью отсутствует зрение, лишены возможности видеть краски мира. Слепым человек может быть от рождения или после какой-нибудь травмы, болезни.

Педагог предлагает закрыть глаза и представить, как тя­жело быть слепым: не видеть солнце, небо, траву, цветы, лица самых близких людей.

Людям, лишенным возможности видеть наш чудесный мир, очень нужна помощь других людей, дружба, понимание, сострадание.

1. Дети и взрослые в очках такие же, как все, только глаза видят у них слабее. Относись к ним с уважением! Если им нуж­на помощь, окажи ее.

2. Старые люди видят очень плохо. Помогай им, ведь придет время и твои родители, мама и папа, станут такими же старенькими.

Игра-фантазирование «Расскажи-ка ... жестами!»

Представь себя в поезде за окном вагона, а свою бабушку - на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать:

что ты хорошо устроился в вагоне;

что позвонишь бабушке, когда приедешь;

что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет.

Детям дается задание передать эту информацию жестами, пока поезд не тронулся.

Загадка

Живут два братца,

Друг друга не видят, но слышат. (Уши)

Дети обсуждают игру и приходят к выводу, что хорошо иметь орган слуха - уши, и нелегко объясняться без слов, жестами.

Орган слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А для чего же ну­жен слух человеку?

Педагог предлагает детям закрыть уши руками, поэкспериментировать. Дети делятся ощущениями, что им плохо слыш­ны звуки, стало труднее общаться друг с другом.

Ухо является органом слуха, с помощью которого человек различает голоса людей, пение птиц, шум ветра, раскаты грома.

Педагог предлагает еще раз закрыть уши и представить, как тяжело быть глухим: не слышать пение птиц, музыку, ла­сковый голос мамы.

3.К глухим и слабослышащим людям следует относиться с пониманием и оказывать им посильную помощь.

Советы доктора ЗОЖ

• Уши надо беречь! В сильный мороз, в холодные ветреные дни следует надевать теплый головной убор.

В ушах не ковыряются ручкой, спичкой и другими остры­ми и твердыми предметами. А если все-таки в ухо попал ино­родный предмет, то надо обращаться за помощью к взрослым или врачу.

Мойдодыр просит следить за чистотой ушей и мыть их не реже одного раза в неделю.

Игра «Определи, что это»

Педагог предлагает детям закрыть глаза и по запахи опре­делить название того или иного фрукта или овоща.

Носом человек не только дышит, но и распознает запахи.

Нос - это орган обоняния.

Нос - это природный барьер для зашиты организма от по­падания пыли, микробов и бактерий. Поэтому нужно дышать через нос. Когда человек дышит, то пыль и микробы остаются в носу. Их задерживает слизь, которая помогает их обезвре­живать. Маленькие волосики в носу помогают удалить эту слизь с вредными для здоровья веществами. А если человек ды­шит ртом, то воздух без очищения сразу попадает в легкие и может вызвать болезнь.

При чихании, кашле обязательно нужно пользоваться но­совым платком, иначе в воздух попадают микробы, которые могут попасть в легкие другого здорового человека и вызвать у него болезнь, заразить его. Если простуду вовремя не лечить, то могут возникнуть осложнения: у человека могут заболеть уши, легкие, сердце.

Советы доктора ЗОЖ

·При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втя­гивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию уха.

·Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого человека.

·Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

·Нельзя ковырять в носу пальцем и, тем более, острым предметом.

Нос можно закалять. Для этого нужно два раза в день промывать его соленой водой (на стакан воды комнатной темпе­ратуры - полчайной ложки соли). Можно вдыхать запах наре­занного лука и чеснока.

Обобщение

4.Уши, глаза, нос, язык, кожа помогают познавать мир, ориентироваться в жизни.

Круг радости и общения

Доктор ЗОЖ просит вас и всех людей на свете относиться к тем, кто плохо видит и слышит, к людям слепым и глухим очень бережно, с уважением и оказывать им при необходимости всяческую поддержку и помощь.

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №9

Тема: МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Цель: сформировать представления о различии полов.

Задачи: показать детям сходство и различие между маль­чиками и девочками и особенности их развития; развивать уме­ние детей общаться друг с другом; рассказать о роли настроения в сохранении и укреплении здоровья человека.

Ход занятия

Круг радости и общения

Педагог приветствует детей, предлагает посмотреть друг на друга и отметить, в чем их сходство и различия.

После высказываний детей педагог подводит итог и говорит о том, что у всех людей одинаковое строение тела: есть руки, ноги, глаза, уши и т.д. Однако каждый человек уникален и не­повторим. У каждого свой цвет глаз, волос, форма носа. У каж­дого свой характер, творческие способности и таланты.

Люди бывают разные ~ мальчики и девочки, юноши и де­вушки, мужчины и женщины. У каждого в семье есть мамы и папы, бабушки и дедушки.

Педагог предлагает мальчику и девочке встать перед зер­калом, чтобы описать друг друга. Обобщая детские высказыва­ния, взрослый помогает им сформулировать выводы о том, что девочки более хрупкие, женственные. Они носят юбочки, пла­тья. У них косички, различные украшения.

Мальчики сильнее, чем девочки, плечи у них шире, волосы короче, тело мускулистее, голос грубее.

Работа в азбуке-тетради

Педагог предлагает проследить, как растет и развивается горошина, с момента ее посадки в землю; сравнить, как растут и меняются дети.

Горошина росточек горох цветет (дает плоды) увядает

Мальчик юноша мужчина (папа) дедушка

Девочка девушка женщина (мама) бабушка

У мальчиков и девочек интерес к игрушкам разный. Педагог просит назвать игрушки для мальчиков, затем те игрушки, с которыми играют девочки, а также игрушки, с которыми играют все они вместе.

Детям предлагается вспомнить и назвать работу, которую выполняют в семье женщины и мужчины; вспомнить, какие профессии можно назвать женскими, а какие - мужскими.

Самая главная задача мальчиков - вырасти крепкими, здо­ровыми, чтобы защитить своих близких от разных неприятно­стей, чтобы заботиться о нежных, хрупких женщинах и девоч­ках. Мальчики не могут применять силу против девочек. Он не может ударить девочку, ведь он ее защитник.

Самая главная задача девочек ~ вырасти здоровыми и счаст­ливыми, чтобы стать красивыми, умными девушками, а в буду­щем добрыми и заботливыми мамами.

Работа в азбуке-тетради

Дети должны дорисовать одежду, которую носят мальчики и девочки. Отметить стрелками те игрушки, с которыми маль­чики и девочки играют отдельно и вместе.

Послание от доктора ЗОЖ

Педагог вскрывает красивый конверт от доктора ЗОЖ и читает детям сказку.

«В одном городе жили-были две девушки - Улыбка и Злюка.

Улыбка была такая добрая, ласковая, приветливая, что все

люди были рады видеть ее у себя в доме. Ее приглашали в гости, старались подружиться с ней. И везде, где появлялась Улыбка, ярко светило солнце, пели птицы и все вокруг улыбались.

А Злюка - сердитая, всем недовольная, с ее появлением все исчезало, замолкало. Никто не веселился и не улыбался».

Детям предлагается изобразить капризного ребенка, весе­лого малыша, строгого взрослого, а затем мимикой изобразить Улыбку и Злюку.

- Давайте покажем, как ведет себя Злюка?

- Громко кричит «У-у-у'>. Сильно топает ногами.

- Зубами стучит, скалится, глазами вращает, хмурит брови, рычит, щеки надувает, руками машет.

Педагог просит детей подумать о том, почему доктор ЗОЖ прислал им такую историю. Может быть, надо обо всем этом хо­рошо поразмыслить.

Дети рассуждают, что с улыбкой легче и веселее жить на свете. Злых, раздражительных людей никто не любит, и им тя­желее жить, а значит им самим надо меняться, так жить, как живут веселые, добрые люди.

Секрет кроется в том, что когда человек улыбается, в его кровь поступают особые вещества, благодаря которым улучша­ется настроение. А злоба, недовольство и обида могут привести к возникновению болезней.

Педагог предлагает придумать конец сказке доктора ЗОЖ.

Упражнение «Тренировка улыбки»

Дети берут зеркало, смотрятся в него, поднимают уголки рта вверх, делают красивую, добрую улыбку (1 минута).

Педагог объясняет детям, что это упражнение можно вы­полнять несколько раз в день. Если настроение плохое, улыбка поможет его улучшить. Поэтому улыбаться надо чаще.

Игра «Мое имя»

И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть,

Чтоб его узнать, надо вслух назвать.

(Имя)

Мальчики и девочки называют ласковыми именами друг друга.

Упражнение «Разыгрывание сценки»

«Вы находитесь дома вместе с мамой. Она сегодня грустная и усталая».

Дети обсуждают вместе с педагогом, что они могут пред­принять в такой ситуации. И вывод оказался очень простым: чтобы улучшить настроение мамы, надо обнять ее и попросить улыбнуться.

Улыбка способна воздействовать на окружающих.

Не забывайте, что особенно в вашей улыбке нуждаются ба­бушки и дедушки - больше общайтесь с ними.

Улыбка - это волшебный ключик к нашему настроению, настроению близких и друзей.

Обобщение

·Мальчики и девочки носят разную одежду, играют с раз­ными игрушками.

·Дома, в школе, на улице чаще улыбайтесь родителям, близким, друзьям.

·Улыбайся, когда здороваешься. Помни, улыбка улучшает настроение и здоровье.

Круг радости и общения

В конце занятия дети становятся в круг, берутся за руки, дарят друзьям тепло, доброту, желают всем людям быть добры­ми и здоровыми.

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №10

Тема: КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Цель: дать понятие о питании.

Задачи: рассказать о правилах питания, культуре питания и о значении витаминов для здоровья ребенка; воспитывать хо­рошие манеры.

Ход занятия

Круг радости и общения

Педагог приветствует детей стихами:

Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

Всем, кого встретишь, здоровья желать.

Дети улыбаются друг другу, стараются поднять настроение

тем, кто грустный и невеселый.

Беседа

- Зачем люди улыбаются друг другу?

- Какие правила ухода за зубами вы знаете?

- Для чего нужны зубы человеку?

- Для чего нужна пища человеку?

Человеку пища нужна, чтобы жить и расти. Именно с пи­щей в организм человека попадают все необходимые для жизни элементы и питательные вещества.

Организм человека привыкает принимать пищу в опреде­ленные часы: к этому времени человек начинает ощущать чув­ство голода. В желудке вырабатывается специальный сок, он называется желудочным. Очень важно принимать еду в одно и то же время, чтобы желудочный сок помогал в полноценном переваривании пищи.

Из еды организм человека берет полезные вещества, витамины и строит из них новые клеточки внутри тела.

Педагог берет кубик.

- Съел человек творог - организм взял из него все самое нужное.

Педагог ставит кубик на стол.

- Съел яблоко - еще что-то полезное получил организм. Педагог ставит второй кубик.

- Съел гречневую кашу - еще кубик и т.д., так и появляет­ся домик (или башенка).

Особенно полезны для роста и развития детей молочные продукты. В молочных продуктах, в мясе есть такие полезные вещества, как кальций и фосфор, которые являются строитель­ным материалом для организма.

Пища должна быть разнообразной и содержать в себе все полезные вещества, особенно витамины. Без витаминов чело­век болеет.

Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много витаминов и других полезных веществ. Они укрепляют зрение, способствуют росту и развитию организма.

Напоминания доктора ЗОЖ

·Мойте руки перед едой. Пожелайте себе и другим прият­ного аппетита. Когда люди желают друг другу приятного аппетита, они желают, чтобы пища, которую человек ест, принесла ему только пользу и здоровье.

·Самая полезная пища та, которую человек ест с аппети­том. На чувство аппетита влияют: своевременно приготов­ленная пища, вкусная и красиво оформленная еда, краси­во сервированный стол, твое настроение.

·Тщательно пережевывайте пищу. Ешьте в положенное время.

·После еды надо полоскать рот теплой водой.

· Соблюдайте культуру поведения за столом.

Игра -эксперимент

На подносе лежат нарезанные кусочки яблока, сыра, печенья, конфет, огурца и курт.

Детям по очереди завязывают глаза и кладут любой из ку­сочков в рот. Ребенок пытается угадать продукт по вкусу.

Педагог предлагает детям представить, что они видят ли­мон, берут одну дольку в рот. Дети рассказывают, что с ними происходит. Слюнные железы, расположенные в полости рта, реагируют почти одинаково как на появление пищи во рту, так и на вид или запах лимона.

Педагог напоминает детям, что во рту пища разжевывает­ся, смачивается слюной. Язык помогает при разжевывании - начинается передвижение пищи по пищеварительной системе.

Чтобы избежать многих болезней, необходимо мыть овощи и фрукты перед употреблением и соблюдать правила личной ги­гиены.

Наши рекомендации