Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необ­ходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей группы

Задачи и содержание обучения

Музыкально-ритмические движения определяются характером музыки, развитием ее музыкальных образов. Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом и, двигаясь, передавать его настроение. Они легко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы (особенно изложенную кон­трастно), но движение может стать более выразительным, если ре­бенок понимает значение разнообразных музыкальных средств До­пустим, мелодия пьесы отличается сдержанным характером, общее звучание тихое, «таинственное», темп небыстрый, постепенно замедляющийся; чувствуя и осознавая это, ребята очень выразительно

Стр.154

передаютобраз осторожных охотников, высматривающих зверей.

Музыкально-ритмические навыки совершенствуются в единст­ве с теми движениями, которые нужны для исполнения музыкаль­ных игр плясок, хороводов (будь то гимнастические, хореографи­ческие) и помогают выразительному исполнению музыкально-игро­вых образов, характерных движений в хороводе и т. д.

Программа по ритмике требует одновременной работы над му­зыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения. Некоторые задания выполняются детьми без особых усилий: динамические оттенки в хлопках, шагах, увеличение или уменьшение амплитуды движения. Усложняя задания, надо учить детей замечать усиление или ослабление звучания и соответствен­но увеличивать или уменьшать размах движения.

Развивая чувство ритма, ребят учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения (руки вверх, руки вниз и т. п.) в упражнениях с предметами (платочками, лентами, флажками, палками и т. п.). В зависимости от характера музыки (плавного или четкого) выбираются движения (мягкие или подчеркнутые). Вот один пример.

Передача платочка

Музыка Т. Ломовой

[Плавно, не торопясь]

Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необ­ходимо варьировать для достижения наилучших результатов. - student2.ru

Стр.155

Дети плавно, точно на сильную долю такта передают платок стоящему рядом, сопровождая движение легким поклоном.

Детей учат передавать в хлопках и шагах метрическую пуль­сацию (равномерное чередование сильных и слабых музыкальных долей). Не все справляются с этим заданием, поэтому необходимо систематически упражнять их в этом.

В русской народной прибаутке «Ворон» ребятам предлагают исполнить несложный ритмический рисунок.

Можно усложнить задание: отхлопать более трудный ритми­ческий рисунок и в соответствии с ним сменить движение. Посмот­рите на следующий нотный пример.

Не опоздай

Русская народная прибаутка

Обработка М. Раухвергера

[Умеренно]

Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необ­ходимо варьировать для достижения наилучших результатов. - student2.ru

Вначале фортепианное изложение подчеркнуто акцентами. Далее непрерывно и равномерно следуют восьмые доли. В соответ­ствии с этим дети сначала выполняют ритмический рисунок в хлоп­ках, а затем легко бегают. Такое же задание педагог дает в пляске «Веселые дети» (литовская народная мелодия в обработке В. Агафонникова).

Очень важно учить ребят определять двух-, трехчастную, ва­риационную форму произведения, а также музыкальные фразы, выполняя при этом определенные движения.

Темповые изменения хорошо усваиваются в движениях особенно в связи с музыкально-игровым образом, когда ребята ритмично идут, изображая, например, пехотинцев, или быстро скачут, под­ражая кавалеристам, и т. д.

Стр.156

Знакомя детей с регистрами (низким, средним, высоким), пе­дагог 'обычно исполняет пьесы, в которых регистровая особенность воспринимается в комплексе с другими выразительными средства­ми Это хорошо подчеркнуто в «Игре со звоночками» на музыку Ю. Рожавской: звучание в высоком регистре изображает как бы переливы колокольчиков.

Особое значение имеет творческое развитие детей, умение са­мостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрос­лого, встать парами, изменить построение, запомнить последова­тельность движений пляски, придумать выразительные движения. Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танце­вальных движений.

Дети 5—6 лет должны иметь следующие музыкальные навыки: ритмично двигаться в соответствии с различным характером му­зыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регист­рами (высокий, средний, низкий); отмечать движениями темп (умеренный, быстрый или медленный), а также метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок (хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трехчастной формой, музыкальными фразами.

Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать рит­мично, быстро, высоко поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, вы­полнять движения с предметами и без них, пружинить на двух но­гах, вставать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения па­рами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы раз­личного характера.

В танцевальных движениях поочередно выставлять вперед ноги на прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседа­нием, плавно поднимать и опускать руки (вперед-в стороны), дви­гаться парами, отходить назад (спиной) от стоящего в паре. Ис­полнять пляски, состоящие из этих элементов.

В музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свобод­ных» плясках по-своему (творчески) использовать знакомые эле­менты, согласовывать движения с музыкой.

Наши рекомендации