Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей группы
Задачи и содержание обучения
Музыкально-ритмические движения определяются характером музыки, развитием ее музыкальных образов. Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом и, двигаясь, передавать его настроение. Они легко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы (особенно изложенную контрастно), но движение может стать более выразительным, если ребенок понимает значение разнообразных музыкальных средств Допустим, мелодия пьесы отличается сдержанным характером, общее звучание тихое, «таинственное», темп небыстрый, постепенно замедляющийся; чувствуя и осознавая это, ребята очень выразительно
Стр.154
передаютобраз осторожных охотников, высматривающих зверей.
Музыкально-ритмические навыки совершенствуются в единстве с теми движениями, которые нужны для исполнения музыкальных игр плясок, хороводов (будь то гимнастические, хореографические) и помогают выразительному исполнению музыкально-игровых образов, характерных движений в хороводе и т. д.
Программа по ритмике требует одновременной работы над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения. Некоторые задания выполняются детьми без особых усилий: динамические оттенки в хлопках, шагах, увеличение или уменьшение амплитуды движения. Усложняя задания, надо учить детей замечать усиление или ослабление звучания и соответственно увеличивать или уменьшать размах движения.
Развивая чувство ритма, ребят учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения (руки вверх, руки вниз и т. п.) в упражнениях с предметами (платочками, лентами, флажками, палками и т. п.). В зависимости от характера музыки (плавного или четкого) выбираются движения (мягкие или подчеркнутые). Вот один пример.
Передача платочка
Музыка Т. Ломовой
[Плавно, не торопясь]
Стр.155
Дети плавно, точно на сильную долю такта передают платок стоящему рядом, сопровождая движение легким поклоном.
Детей учат передавать в хлопках и шагах метрическую пульсацию (равномерное чередование сильных и слабых музыкальных долей). Не все справляются с этим заданием, поэтому необходимо систематически упражнять их в этом.
В русской народной прибаутке «Ворон» ребятам предлагают исполнить несложный ритмический рисунок.
Можно усложнить задание: отхлопать более трудный ритмический рисунок и в соответствии с ним сменить движение. Посмотрите на следующий нотный пример.
Не опоздай
Русская народная прибаутка
Обработка М. Раухвергера
[Умеренно]
Вначале фортепианное изложение подчеркнуто акцентами. Далее непрерывно и равномерно следуют восьмые доли. В соответствии с этим дети сначала выполняют ритмический рисунок в хлопках, а затем легко бегают. Такое же задание педагог дает в пляске «Веселые дети» (литовская народная мелодия в обработке В. Агафонникова).
Очень важно учить ребят определять двух-, трехчастную, вариационную форму произведения, а также музыкальные фразы, выполняя при этом определенные движения.
Темповые изменения хорошо усваиваются в движениях особенно в связи с музыкально-игровым образом, когда ребята ритмично идут, изображая, например, пехотинцев, или быстро скачут, подражая кавалеристам, и т. д.
Стр.156
Знакомя детей с регистрами (низким, средним, высоким), педагог 'обычно исполняет пьесы, в которых регистровая особенность воспринимается в комплексе с другими выразительными средствами Это хорошо подчеркнуто в «Игре со звоночками» на музыку Ю. Рожавской: звучание в высоком регистре изображает как бы переливы колокольчиков.
Особое значение имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения. Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танцевальных движений.
Дети 5—6 лет должны иметь следующие музыкальные навыки: ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать движениями темп (умеренный, быстрый или медленный), а также метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок (хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трехчастной формой, музыкальными фразами.
Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать ритмично, быстро, высоко поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами и без них, пружинить на двух ногах, вставать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения парами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы различного характера.
В танцевальных движениях поочередно выставлять вперед ноги на прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки (вперед-в стороны), двигаться парами, отходить назад (спиной) от стоящего в паре. Исполнять пляски, состоящие из этих элементов.
В музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свободных» плясках по-своему (творчески) использовать знакомые элементы, согласовывать движения с музыкой.