II. Формирование новых знаний, умений и навыков. Постановка целей и задач урока.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)
1. Дети рассматривают предметный рисунок и схему.
Пастух
– Измените слово, поставив его во множественном числе.
Пастухи
Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].
В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.
В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.
2. Проводятся упражнения в слушании и распознавании звуков [x], [x’].
● Игра «Где звук?».
– Определите место звука [x] в словах:
ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.
– Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [x]:
Делано наспех – сделано на смех.
Хлеб – всему голова.
● Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [x], которые встретятся в рассказе.
УТРО В ДЕРЕВНЕ
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!
Физкультминутка
3. На что похожа буква Х?
Учитель показывает карточку с буквой Х х.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
– На что еще похожа буква Х? (Ответы детей.)
4. Печатание буквы Х х в тетрадях.
▲ Чтение слогов-слияний.
(Можно использовать игру «Капитаны»). Обращается внимание на то, что в слогах хи и хе согласный звук мягкий. Слогов с буквами х и ы, я, ё не бывает.
5. Беседа о тех людях, которые трудятся на полях и фермах, обеспечивая жителей города хлебом, молоком, мясом, овощами и фруктами.
6. Работа по картинке, с. 162–163.
Составление предложений. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе».
Примерный текст.
ХЛЕБ НА НАШЕМ СТОЛЕ
Люди сеют пшеницу, рожь и овес. Когда зерна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зерна хранят в зернохранилище. Из зернохранилища зерна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Мука поступает на хлебозаводы и пекарни. Пекари пекут хлеб и другие кондитерские изделия.
Таким образом хлеб оказывается на нашем столе.
Физкультминутка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка.)
▲ Чтение текста на с. 163.
Вопросы:
– Какое время года наступит после осени?
– Что дрожит от холода?
– Какими становятся дни?
– Где появился ледок?
– Что надо убрать с полей до холодов?
▲ Чтение пословиц, с. 162.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
III. Итог урока.
– О какой букве узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
Урок 78. чтение слов с буквой х
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о глухих согласных звуках [x], [x’], букве Х х; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока