Комепетенция и компетентность в деятельности преподавателей физическоГО воспитаниЯ
Буянов В.Н. зав. кафедрой «Физическое воспитание», профессор, кпн, Переверзева И.В., доцент каф.«Физическое воспитание»,кпн, доцент
Компетенция рассматривается как основополагающая характеристика педагога по физическому воспитанию, которая обусловливает причинно-следственную связь с критериями эффективности и высокого качества выполнения им педагогической деятельности.
Основополагающая характеристика: компетенция – глубинная и устойчивая характеристика личности, которая обусловливает поведение педагога в разнообразных ситуациях. Компетенция предопределяет поведение и деятельность педагога по физическому воспитанию.
К компетентности относятся мотивы, характерные черты, представление о себе, оценки или ценности, объем знаний, когнитивные или поведенческие навыки, – любые индивидуальные характеристики. Они выступают достаточными основаниями для того, чтобы отделить успешных тренеров-преподавателей от других или же эффективную педагогическую деятельность от неэффективной. Мотивы выступают в виде потребностей или мыслей, которые стимулируют, направляют и выбирают поведение спортивного педагога.
Характерная черта компетенции – общая предрасположенность вести себя или реагировать на что-либо определенным образом (например, уверенность в себе, самоконтроль, стрессоустойчивость или упорство в спортивно-педагогической деятельности).
В определении компетенции упоминаются основополагающие характеристики личности и поведения преподавателя по физическому воспитанию. Широкое толкование компетенции позволяет отличать ее от поведения. Учет же причинности и соотнесенность с рядом критериев делает этот термин четким. Вместе с тем, приходится признать, что им не оперируют так строго, как того следовало бы ожидать; термин «компетенция» имеет различные значения, и согласие во мнениях относительно его определения не достигнуто [5].
Учитывая результаты, обнаруживаемые в практике психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагогов по физическому воспитанию следовало бы ожидать сравнительно низкий интерес к поведенческим аспектам их деятельности. Некоторые данные это подтверждают.
Таблица 1
Модель компетенции педагогической деятельности
преподавателей физического воспитания
Удельный вес | Компетенция | Значимость (место) |
ХХХХХ | Личный вклад в процесс физического воспитания студентов | |
ХХХХХ | Обучение других педагогов по физическому воспитанию | |
ХХХХ | Взаимопонимание в педагогическом коллективе при организации спортивной работы и других мероприятий | |
ХХХ | Уверенность в себе | |
ХХХ | Самоконтроль | |
XXX | Умение проводить профессиональную экспертизу деятельности других педагогов по физическому воспитанию | |
XXX | Ориентация на высокое качество обучения студентов | |
XXX | Сотрудничество с коллегами по педагогической деятельности | |
XXX | Аналитическое мышление | |
XX | Инициативность | |
XX | Гибкость | |
ХХ | Уверенность в своих силах | |
«Удельный вес» - частота проявления данной способности у педагогов высокого уровня, отличающая их от средних (по результатам опроса) |
Исследование практики психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов показало: лишь немногие педагогические коллективы задействуют перечень поведенческой компетентности, чтобы сформулировать требования, предъявляемые к педагогической деятельности.
Результаты опроса 24 специалистов в области физической культуры представлены в таблице 1, здесь же указаны основные модели компетенции, значимые для профессионалов в сфере педагогической деятельности по физическому воспитанию студентов. Одной из важных черт данной модели является соотнесенность компетенции с критериями.
Наиболее важным шагом в изучении компетенции должно стать выявление критериев или единиц ее измерения, которые отличают превосходную по качеству или эффективную спортивно-педагогическую деятельность. Идеальным критерием будет «строгое» измерение конечного продукта – уровня физической подготовленности студентов. Эти критерии необходимы для того, чтобы определить четко очерченную группу высоких профессионалов и в сравнении с ней группу средних педагогов. Можно также определить состав группы – плохих, неэффективно работающих или некомпетентных педагогов.
Тем не менее, по нашему мнению, «компетентность» употребляется в двух значениях – для обозначения направленности деятельности педагогов по физическому воспитанию и требований к их работе. В то же время у термина «компетенция» две интерпретации: одна делает упор на личностные характеристики, которые обусловливают поведение педагога, а вторая сосредоточена на содержании поведения («что педагоги делают?»).
Подводя итог сказанному, можно высказать следующее. В настоящее время, понятие компетентностный подход трактуется очень широко. Под ним понимается разного рода готовности и умения выполнять определенную работу, набор поведенческих норм, влияющих на эффективность труда, способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации, а также совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность деятельности.
Библиографический список
1. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - М, 2007.
2. Хасан Б.И. Психология конфликтов и переговоры / Б.И.Хасан – М.: Академия, 2004.
3. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития / Т.Н.Щербакова – Ростов н/Д., 2005.
4. Schroder Н.М. Erwachsenen bildung. Weiterbildung heute / Н.М. Schroder / / Das Hochschulwesen. - 1989. - Jg. 38. –№11. - S. 349-355.
5. Woodruffe С. Production and Operations Маnagement / C. Woodruffe. - 5th edn. - London : Cassell,1992.
6. Spencer L.M. Personality and industrial/organizational psychology / L.M. Spencer / / International Review of Industrial and Organizational Psychology / eds. C.L. Соорег, I.T. Robertson. - Chichester : Wiley, 1993.
7. Waldman О.А. А five-year study of upward feedback: What manager is do with their results matters / О.А. Waldman / / Personnel Psychology. -1994. - Vol. 52. Р. 393 - 423.
8. Warr Р. Employee well being / Р. Warr. / / Psychology at Work / ed. Р. Warr. - 4th edn. - Harmondswoгth : Penguin, 1992.