Уровень качества результатов обучения и воспитания
Качество результатов образовательной деятельности, выраженное в количественных показателях успешности учащихся, является одним из важнейших индикаторов оптимальности организации учебно-воспитательного процесса, успешности и конкурентоспособности школы в целом. Для МОУ СОШ №23 характерно стабильное и достаточно высокое качество образования учащихся, которое представлено далее различными видами презентации учебных достижений.
В начальной и средней (полной) школе нет учащихся, оставленных на повторное обучение. В основной школе их число сократилось сначала до 0,3% в 2005-2006 г., а в 2006-2007 учащихся, оставленных на повторное обучение, нет, что лучше среднего показателя по городу (0,91%). Учащихся, не посещающих школу, так же нет. Количество отличников от общего числа учащихся, обучающихся на 4 и 5, остается стабильным 18-20%.
Построение учебно-воспитательного процесса по адаптивной модели с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, преемственность в обучении позволила на протяжении последних 3 лет добиваться, несмотря на изменения в контингенте учащихся, хороших результатов обученности по предметам (Приложение 1).
Результаты государственной (итоговой) аттестации подтверждают полноту и устойчивость качества образованности выпускников. Ежегодно в среднем выпускников основной школы 75 человек, качественных аттестатов в среднем 37%, с отличием - 5-8. Выпускников средней школы в среднем 50, качество аттестатов выше 40% (Приложение 2). За три последних года лучшие выпускники получили 6 золотых и 18 серебряных медалей «За особые успехи в учении», что выше в процентном отношении к уровню города (Приложение 3). Выпускники продолжают образование в престижных вузах области и страны. Достигнутый в стенах школы уровень социализации, приобретенные социальные компетенции, готовность к продолжению образования позволяют им успешно встраиваться в современное образовательное пространство, интегрироваться в обществе (Приложение 4).
Учащиеся школы ежегодно принимают участиев областных контрольных работах (ныне ОПП «ОКР»). За 3 последних года в них приняло участие: 2005 год - 4 классы (75 человек). 8 классы (22 человека), 10 классы (23 человека); 2006 год - 8 классы (26 человек); 2007 год - 3 классы (28 человек), 8 классы (27 человек), 10 классы (25 человек). На всех этапах ОКР школьники демонстрируют достаточный уровень становления и зрелости предметных, деятельностно-коммуникативных, ценностно- ориентационных компетенций. О качестве образовательной подготовки обучающихся свидетельствует также ежегодное успешное участие в различных интеллектуальных, творческих и спортивных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня, лидерство в городских воспитательно - образовательных программах «Интеллект», «Я-талант!», «Спартакиада», «Патриот».
Таким образом, анализ показателей успешности и качества обученности учащихся свидетельствует об их стабильности и соответствии уровню требований существующего государственного образовательного стандарта. Однако в свете социологических исследований родительских потребностей в отношении образования детей, наблюдаемых тенденций в общественном развитии, реальный социально - образовательный заказ может выглядеть следующим образом:
Образование в школе должно быть:
• личностно ориентированным, эковалеологическим и психологически обеспеченным;
• широким, универсальным, системным, комплексным, практикоориентиро-ванным, мировоззренческим;
• обеспечивающим высокий уровень развития ребенка;
• имеющим гуманистический характер, должно способствовать воспитанию и формированию самодостаточной личности;
• учащиеся должны стремиться учиться, образование должно прививать технологию самостоятельного приобретения знаний, выводить учащихся на творческий уровень обучения;
• приобретенные знания должны быть активными, т.е. применимыми в профессиональной деятельности на пользу общества;
• школьное образование должно быть вариативным и содержать компоненты, определяемые социальным законом;
• школьное образование должно обеспечивать международный уровень современного образования, включающий в себя развитие творческого потенциала личности;
Условием сохранения и развития уровня качества образования является решение следующих задач:
• выход на более высокий уровень результативности, целенаправленная работа с одаренными детьми;
• совершенствование структуры, содержания, технологии образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование каждого;
• формирование мотивационной сферы обучающихся и их родителей;
• совершенствование механизмов управления качеством, в том числе через мониторинг результатов и условий их получения;
• индивидуальность, личностная ориентированность результатов.