Карта распределения содержания работы по теме
Программное содержание | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Итого | Декабрь | Январь | Февраль | Итого | Март | Апрель | Май | Итого | За год | |||||||||||||||||||||||||||
1. Развивать умения сообщать: а) о своем мнении, точке зрения; б) о новых фактах и событиях; в) о выполненном действии; г) о своих желаниях, намерениях; ц) о своих чувствах и переживаниях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Учить толерантно реагировать на сообщения, выражая: а) согласие (несогласие); б) удивление (добавление); в) возражение; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Побуждать избегать нескромности и хвастливости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Быть сдержанным, высказываясь о своих чувствах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Избегать категоричности в суждениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Учить проявлять терпимость к другому мнению | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Побуждать давать возможность высказываться всем |
Приложение 6 Карта мониторинга усвоения диалогической речи детьми
Содержание программы по развитию диалогической речи | Ф.И. детей | |||||||||||||||||||
1. Умение сообщать собеседникам: а) о своем мнении, точке зрения; б) о новых фактах и впечатлениях, событиях; в) о выполнении обещания, о сделанном; г) о своих желаниях, намерениях; д) о своих чувствах и переживаниях | ||||||||||||||||||||
2. Умение толерантно реагировать на сообщения, выражая: а) согласие (несогласие); б) удивление (добавление); в) возражение; д) оценку или разъяснение и т.д. | ||||||||||||||||||||
3. Избегать нескромности и хвастливости | ||||||||||||||||||||
4. Быть сдержанным, высказываясь о своих чувствах | ||||||||||||||||||||
5. Избегать категоричности в суждениях | ||||||||||||||||||||
6. Проявлять терпимость к другому мнению | ||||||||||||||||||||
7. Давать возможность высказаться всем |
Приложение 7 Диагностическая карта развития диалогической речи у детей
Ф.И. детей | Умение пользоваться разнообразными сообщениями | Умение толерантно реагировать на сообщения | Культура диалога | Средний балл | ||||
Высказывать свою точку зрения | Делиться впечатлениями | Избегать нескромности, категоричности | Проявлять терпимость к мнению других | I срез | II срез | III срез | ||
Приложение 8 Методы обследования и критерии оценки
№ | Аспекты изучения | Методы | Оборудование | Оценка овладения (в баллах) | |
1. | Умение высказывать свою точку зрения | Наблюдение за речевым общением детей. Наблюдение за речью в ситуации рассматривания новых книг (открыток) вдвоем | Новые книги, иллюстрированные альбомы, открытки | 5 - спокойно, аргументированно высказывают свое мнение; 4 - не всегда может аргументировать свое мнение; 3 - редко прибегает к словесным аргументам; 2-е трудом формулирует мнение | |
2. | Делится впечатле- ниями, сообщает сооощает новости, события | Игры с телефоном | Игрушечный телефон | 5 - всегда охотно сообщает о своих чувствах, впечатлениях, делится новостями; 4 - делится впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников; 3 - редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников; 2 - почти не использует реплик-сообщений | |
3. | умение толерантно реагировать на сообщения | Беседыс ребенком, в которых педагог «провоцирует» его на несогласие с мнением собеседника | 5 - ребенок адекватно и доброжелательно реагирует на разные сообщения, аргументированно отклоняет мнение собеседников; 4 - иногда недостаточно адекватен в реакции на сообщение. Не всегда аргументирует свое несогласие с точкой зрения собеседника; 3 - может оставить без внимания сообщения собеседников, не поддержать тему разговора или проявить нетерпимость к сообщению товарищей; 2 - чаще неадекватен в реакции, в грубой форме отклоняет мнение товарищей | ||
4. | Избегать нескромных или категоричных высказываний | Наблюдение за речевым общением детей. Беседы с ребенком | 5 - не допускает хвастливости; сдержанно высказывается о своих впечатлениях, чувствах; не категоричен в сообщениях и реакциях на них; 4 - изредка проявляется желание не хвастать, старается сдержать негативные эмоции, категорично отвергая суждения, с которыми не согласен, однако это удается не всегда; 3 - ситуативен в проявлении нескромности или категоричности, чаще нарушает это правило, чем придерживается его; 2 - нескромен или категоричен в суждениях и в реакциях на сообщения | ||
5 баллов — высокий уровень освоения умения, 4 — достаточный, 3 - средний, 2 — низкий.
Приложение 9
БЛОК «ПОБУЖДЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА ПОБУЖДЕНИЕ»