Деятельность специалистов ФКиС в сфере маркетинга и менеджмента
Менеджмент - это английское слово, которое означает "управление", "организация", "заведование". Это совокупность методов, средств, различных форм управления производством и сбытом товаров, услуг, с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.
Отсюда менеджер - управляющий, наемный специалист, профессионал. В профессиональном спорте это специалист, который организует выступления спортсменов, их тренировку с целью добиться максимальных успехов, в связи с чем и получаются прибыли.
Таким образом, оба эти понятия присущи только профессиональному спорту, где спортсмены за свои результаты выступления получают деньги и зарабатывают прибыль их хозяевам (футбол, теннис, бокс и многие другие).
Данная профессия предъявляет особые требования к личности специалиста.
Прежде всего, он должен себе представлять, что ему придется работать с людьми, которые представляют собой две категории: первая - это те, которые создают вольно или невольно обстановку, условия, возможности (или невозможности) успешной деятельности менеджера. Это, прежде всего, относится к уровню потребностей людей, общества в данном виде услуг (вид спорта, характер соревнований), симпатии и интерес не только к самому действию, деятельности, но и к конкретным исполнителям (спортсмену, команде, фирме или стране, городу, региону, которых они представляют).
С другой стороны – это люди (спортсмены, команды, спонсоры), которые доверились менеджеру, надеются на высокие прибыли, оплату их труда не только в денежном выражении (прежде всего), но и в смысле признания их мастерства, личных к ним симпатий, уважения, восхищения и т.п. Хотя, и это следует подчеркнуть, сам процесс тренировки, его учебно-методический аспект определяет, формирует организует и проводит непосредственно тренер или старший (главный) тренер и его помощники.
Наибольшие требования предъявляются к таким личным качествам как: коммуникативность (общительность), предусмотрительность, воля, сдержанность, умение быстро находить выход из сложных и стрессовых ситуаций, умение выслушивать собеседника и отстаивать свои предложения, умение идти на компромисс не теряя возможность получить выгоду для своего дела (команды, спортсмена).
Другими словами – менеджер должен иметь высокую культуру общения, уметь быть обаятельным, деликатным и, вместе с тем, настойчивым в процессе диалога с людьми, в которых он профессионально заинтересован. Да и не только с ними – это должно быть его нормой поведения. Менеджер должен быть хорошо информированным человеком. Это относится не только к сумме знаний, которыми он владеет в силу своего высшего образования, но и к сфере, в которой действует его спортсмен, команда, фирма и т.п.
Он должен хорошо знать и понимать ситуацию в той области, которую он представляет, ее положительные и негативные тенденции, вкусы и интересы публики, состояние, мировоззрения своих подопечных. Все это в конечном счете определяет его возможности оперативно оценивать современную обстановку в его сфере деятельности, принимать решения и находить средства и методы их реализации.
Наконец, менеджер должен быть хорошим организатором, владеть современными как общими, так и специфичными методами управления.
Он должен в известном смысле быть и тактиком и стратегом в своем деле, уметь управлять рычагами воздействия на людей избирательно, в соответствии со складывающейся обстановкой, с учетом внешних ("Заказчики") и внутренних (спортсмен, команда, спонсор) факторов его профессиональной деятельности.
Менеджеру необходимо сохранять в любой обстановке оптимизм, иметь чувство юмора, чтобы уметь посмотреть на себя со стороны в сложных, иногда неудачливых или драматичных ситуациях, уметь самокритично относиться к своим успехам и неудачам.
Очень важное значение в формировании высоких профессиональных качеств для этой специализации имеют такие учебные дисциплины, как психология, управление и организация, политэкономия, знания математики, статистики, умения и навыки работы на компьютере.
Итак, в заключении хочется отметить, что рыночные отношения предъявляют высокие требования к специалистам в сфере физической культуры и спорта, их творческим и организаторским способностям, образованности и компетентности, владению методами обучения и воспитания.
Выпускники физкультурных вузов будут решать важные социальные задачи. И где бы они ни работали - в школе или производственном коллективе, вузе или комитете по физической культуре и спорту, в ДСО или другой общественной организации - своим самоотверженным, честным и продуктивным трудом должны утверждать свою профессию, поднимать престиж физической культуры.
Уровень знаний и компетентность учителя, преподавателя, тренера, менеджера в сфере физического воспитания значительно возрос. В настоящее время тренер - это либо кандидат наук, либо доктор наук, профессор.
Особая трудность для учителей и тренеров заключается в том, что в последнее время усилилась тенденция к "омоложению" спорта. Спортивные тренировки в плавании, гимнастике, фигурном катании и других видах спорта для некоторых детей начинаются в раннем возрасте. Они требуют от детей больших затрат умственных и духовных сил, а от тренеров - очень тонкого, научного подхода к выбору средств, методов, форм организации тренировки. Это делает актуальными проблемы отбора и прогнозирования, повышения тренировочных нагрузок, медицинского, педагогического контроля.
Специалист по физической культуре сегодня должен знать психологию людей различных возрастов, уметь управлять поведением воспитанников, формировать их образ мышления, контролировать поступки, быть духовным наставником, т.е. быть Учителем в самом высоком смысле этого слова.