Развитие познавательной функции речи
Развитие познавательной функции речи тесно связано с ум-
ственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мыш-
ления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию,
новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого
предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрос-
лым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызы-
вать в памяти соответствующие свойства предмета или его дейст-
вия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или дей-
ствиях необходимо познакомить детей со свойствами и отноше-
ниями предметов. Например, как можно рассказать детям об объек-
те, который они никогда не видели, и познакомить с новым словом.
Возьмем слово «гора». Дети, живущие в средней полосе России,
как правило, никогда не видели гор. Воспитатель, естественно,
может прочитать им рассказ о горах. Но предварительно жела-
тельно объяснить, какая бывает гора: «Гора большая, высокая,
она намного больше дома. По форме похожа на треугольник. На
высоких горах наверху лежит белый снег». И после этого надо
проверить, как поняли дети, создалось ли у них должное представ-
ление о горе. Для этого воспитатель дает детям три картинки: на
одной изображен город с большими многоэтажными домами, на
другой —такие же многоэтажные дома на фоне большой горы,
соответствующей описанию воспитателя, дома около горы кажутся
маленькими, на третьей картинке — около дома стог сена, по форме
напоминающий гору, стог намного меньше дома. При таком объяс-
нении слово «гора» получило конкретное значение, благодаря чему
оно будет быстро усвоено детьми.
Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах,
действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому
взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также не-
обходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Та-
ким образом, познавательная функция непосредственно связана с
развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова.
Поэтому многие игры, данные в разделах сенсорного воспитания
и по развитию мышления, направлены также и на развитие по-
знавательной функции речи.
РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
У умственно отсталых детей слова пассивного и даже актив-
ного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слиш-
ком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут
служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они
также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка
знания. Над расширением и уточнением значения слов с умствен-
но отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую ра-
боту. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на опре-
деленном уровне развития речи.
Помоги животным
Цель. Расширять и уточнять значения слов-названий живот-
ных и слов, связанных с образом жизни животных.
Оборудование. Трафареты с изображением животных, две
большие картинки с изображением дома с забором, сарая, конуры,
деревьев (на одном дереве — дупло для белки, под другим — кус-
тик для зайца, под третьим — берлога для медведя).
Ход игры (проводится с подгруппой). Дети сидят на стульях
вокруг стола педагога. На столе лежат две крупные картинки:
одна — с изображением леса, другая — с изображением деревен-
ского дома с участком, сараем и конурой. В коробке у педагога
трафареты с изображением животных: домашних (козы, собаки,
кошки) и диких (медведя, белки, ежа, зайца). Каждый ребенок
берет из коробки один трафарет. Педагог предлагает детям рас-
смотреть, у кого какое животное, и по очереди назвать их. Затем
говорит, что одни животные живут в лесу, другие — в доме, ко-
торый построил им человек. Вот только они не могут вспомнить,
кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Дети один за
другим встают и помещают трафареты животных в лес или в дом
(сарай, конуру). Если все сделано верно, педагог от имени живот-
ного благодарит ребенка, если же допущена ошибка, то животное
проявляет беспокойство, зовет на помощь других детей. Потом все
животные снова идут гулять, выходят из леса и из дома, т. е.
возвращаются к детям (можно дать каждому ребенку другой трафа-
рет). Педагог достает новые картинки и говорит, что у каждого
зверя в лесу есть свой домик: у белки — дупло, у медведя — бер-
лога. Дети рассматривают картинки. Все картинки с изображе-
ниями домиков педагог накладывает на изображение леса. Потом
он рассматривает с ними изображения домиков домашних живот-
ных: дом у кошки, конура у собаки, сарай у козы. Предлагает
детям вывести своих маленьких друзей поиграть, порезвиться. Все
встают со стульев и разбегаются по комнате, держа трафареты
животных. Педагог просит детей показать движения животных:
зайка прыгает, медведь ходит вперевалку, топает, белочка прыгает,
коза щиплет листочки, кошка моет мордочку. Одновременно они
имитируют голоса животных — мяукают, лают, блеют, фыркают.
Неожиданно педагог ударяет в бубен и говорит, что пошел дождь
и надо всем животным быстро спрятаться в домики. Дети должны
выполнить более сложную задачу — не только разделить живот-
ных на диких и домашних, но и правильно определить, где они
живут — в берлоге, дупле, сарае и др. Дети расставляют живот-
ных в домики.