Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается термин педагог), родителей и учеников, школьных психологов с началом учебного года и с Днем Знаний!
Что изменить, чтобы стало лучше? Поменьше реформ, дать педагогам творчески работать, не перегружать ведением ненужной документации.
И знаете, самое главное, чтобы в отделах образования и в министерстве работали действительно учителя, педагоги, которые проработали более 15 лет в школе, да, да именно в школе, а то вся молодёжь работает в отделах образования, какими наставниками они могут быть педагогам, как они могут проверять школу, если они год проработали в школе, а то и совсем без опыта?
Молярук Александр Валерьевич
Психолог Владивосток
Прежде всего хочу поздравить всех: учителей (сейчас в школу возвращается термин педагог), родителей и учеников, школьных психологов с началом учебного года и с Днем Знаний!
Я проработал 4 года в школе в качестве педагога-психолога и благодарен школе за бесценный опыт.
В данный момент вышел в вечернюю школу в качестве учителя математики на индивидуальное обучение (2 дня в неделю), в прошлом году прошел курсы по ФГОС и не понаслышке знаю проблемы современной школы в России.
Главная проблема -в школе катастрофически не хватает психологов, а ведь В. Путин поставил задачу привития исконно российских ценностей (самопожертвование, милосердие, мужество и т.д.) и сейчас учитель - это уже не тот, кто учит, а еще и тот, кто воспитывает. Помимо программы минимум (развитие навыков и метанавыков) учитель должен еще и формировать личность. И вот тут ему понадобиться помощь психолога.
В Российской школе грядут большие перемены - сдача ЕГЭ - это программа минимум. Гораздо важнее воспитать патриотов своей Родины - основы для сохранения суверенного государства.
Жалко, что в школах посокращали ставки психологов. Нужны альтернативные ресурсы (блоги, порталы) и центры, в которых бы все участники образовательного и воспитательного процесса смогли бы получить психологическую поддержку.
Нужны профессиональные психологи, которые видят себя в роли участников реформы школы в России.
На мой взгляд изменения позитивны, просто за процессом не всегда виден сразу результат.
Миклашевич Злата Николаевна
Психолог Москва
Об эффективности или не эффективности современного школьного образования могу судить, как мама двух школьниц и опять же таки в пределах только одного класса одной школы.
Из плюсов. Безусловно, радует то, что учителя, которые приходят работать в школу, чаще молодые, хорошо образованные. Кроме того, психологически подкованные, как мне кажется, более чуткие и понимающие, что имеют дело с детьми, не срываются на детей почем зря, чего не было в моем детстве, когда за "плохое поведение" можно было схлопотать не просто ругань в свой адрес, а еще удар указкой или подзатыльник.
Не знаю, к плюсам или минусам отнести то, что на родительских собраниях, родителям (особенно родителям мальчиков) педагоги каждый раз напоминают о том, что у их ребенка с поведением проблемы "вы скажите ему, чтобы не мешал, не отвлекал весь класс и т.д.". В этом месте хочется разделить ответственность с педагогами. Во-первых, ребенку сложно просидеть, ни на что не отвлекаясь 45 минут. Во-вторых - даже если ребенок сидит спокойно, нет никаких гарантий, что материал будет им усвоен, особенно, если урок представляет собой мало увлекательное занятие. Если ребенку интересно, он будет смотреть на учителя, не отрывая глаз и затаив дыхание. И с поведением в этом случае вряд ли возникнут проблемы.
Из минусов. В нынешней системе образования, на мой взгляд, отсутствует мотивация непосредственно к процессу обучения. Есть постоянное ощущение гонки. Нужно успеть ознакомиться с большим количеством материала за небольшой промежуток времени. Все дети разные, а стало быть и скорость и качество усвоения материала тоже разная. Что касается самого материала, то в этом месте присоединяюсь к коллеге, что большой упор делается на то, что материал нужен не для жизни, а для сдачи ЕГЭ. Мотивации к учебе как к процессу просто неоткуда взяться.В нынешней системе образования отсутствует ценностное отношение к самому ребенку, обучение направлено на результат, на некий эффект, который в свою очередь влияет в большей степени на рейтинг школы, а не на качество дальнейшей жизни выпускника.
Я не знаю, к чему приведет нынешняя система образования. Как мама и как психолог, я бы хотела видеть в системе образования такие дисциплины, которые помогут ребенку не только поступить в вуз и найти работу, поскольку практика показывает, что это не все, что нужно для счастливой жизни.
Гораздо важнее, чтобы школьное образование было более разносторонним и менее формальным, чтобы ребенок мог учиться лучше понимать себя, узнавать свои сильные и слабые стороны, находить свои ценностные ориентиры, учиться ответственности за свои поступки, слова и действия, а так же уважению к себе и к другим.
Тарасова Екатерина Владимировна
Психолог Нижний Новгород
В современной школе существует множество серьезных проблем, среди них: подростковый суицид, низкое качество знаний, образования в целом, никчемность учителя и его беззащитность, падение авторитета педагогов, агрессивностьподростков,которые избивают друг друга или учителя, а затем снимают этот процесс на видео. Сможет ли решить все эти трудности школьный психолог? Думаю, нет! Эти проблемы - зеркальное отражение проблем в обществе, где царит насилие, безграмотность. Думаю, что для того, чтобы повлиять на решение данных проблем, необходимо мультифакторное воздействие специалистов: медиков, психологов, педагогов, руководителей. Преимуществами в школьном обучении являются новые компьютерные технологии, спортивные комплексы, бассейны. Конечно, образование нуждается в коренной реформации, думаю, только тогда оно может быть эффективно.
Пальчикова Елена Александровна
Психолог Краснодар
Эффективность школьного образования, о ней я могу судить по тем запросам с которыми ко мне обращаются родители деток школьного возраста, вот некоторые из них:
1. Ребенок плачет и не хочет идти в школу,там ругают;
2. Трудно учиться, педагог не помогает наладить общение деток в классе;
3. Доведенный до отчаяния подросток, которого педагог русского и литературы признал недостойным учиться в его классе и т.д.
Да, конечно, можно списать все на сложности адаптации конкретного ребенка к конкретным условиям обучения, на интеллектуальные трудности, но родители в один голос утверждают, что со стороны педагогов нет никакого стремления помочь маленькому человеку найти свое место в коллективе.А при ближайшем рассмотрении все эти ребята добрые и отзывчивые, немного ранимые, очень талантливые. Более того, это очень воспитанные дети из хороших семей. Поверьте, человек, которому "плохо", "хорошо" учиться не станет, просто не сможет... а жаль. Дети - это не роботы и не бездушные накопители знанийи все-таки я считаю, что та советская школа, которую заканчивала я, была с более человеческим лицом, мне даже в самых активных фантазиях в голову не придет, что наш классный руководитель, Комарова Тамара Кузьминична, педагог со стажем, которая вела два выпускных класса параллельно, до ночи проверяющая тетради, признала бы меня или кого-то из наших "двоечников" не кондицией. "Сражаясь" за каждого ребенка, она всегда повторяла: "Я очень люблю свою профессию". И мое ей огромное спасибо, ведь я тоже люблю то дело, которым занимаюсь. Ведь основная задача школы не научить чему-то, а научить учиться, думать, рассуждать, быть человеком.