Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является орга­низация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения кур­совой работы студент может ограничиться констатирующим экспе­риментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), на­блюдение и др.


В дипломнойработе не всегда удается ограничиться констатиру­ющим экспериментом. Чаще всего используется формирующий экс­перимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изуча­ются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследователь­ской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменно­сти и контролируемости остальных.


Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1.
Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2.
Создание программы эксперимента.

3.
Разработка путей и способов фиксирования результатов исследо­вания.

4.
Осуществление эксперимента.

5.
Количественная и качественная обработка результатов.

6.
Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.


Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов

Структура дипломной работы, соотношениеобъема работ по разде­лам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от те­мы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объ­ем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстра­тивный материал,должен составлять 40-60 страниц. В структуру вы­пускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от обще­го объема в зависимости от целевой направленности и глубины про­работки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиогра­фия.

1.
Во введенииобосновывается актуальность темы в социальном и педагогическом планах, ставится проблема,определяются объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и ме­тодологические основы исследования; дается оценка состояния раз­работанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются: методы, использованные при проведении исследования, литератур­ные источники и исходная информация. В окончательном виде вве­дение пишется после выполнения всей работы.

2.
В начале дипломной работыизлагаются данные теории по ос­новным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авто­ров, научных школ, группируются направления исследований в рас­сматриваемой области, оценка различных методических подходов.
Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основа­нии этого выбираются методические подходы для разработки кон­статирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобыв процессе изложения содержания этой части работы автор перешел
от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от ана­лиза единичных фактов к их теоретическому обобщению.


3. В аналитической частидается описание и проводится анализ состояния развития, воспитания и обучения детей в детском саду, учащихся педучилища или педколледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов и др. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, ис­следуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

4.
В экспериментальную частьвключают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образова­тельной работы с детьми или учащимися, методики проведения ра­боты. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и
задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явле­ния в данном учреждении (что было и что изменилось на протяже­нии определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы
количественные и качественные результаты, какие возникали труд­ности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки
зрения научных положений, а также на основе анализа личного опы­та и опыта педагогов.

5.
В заключенииделают выводы по результатам проведенной ра­боты, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом до­школьных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.


Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы

1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стан­дартного листа в соответствии с правилами машинописи техниче­ской и научной документации. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содер­жать надрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т. п.

2.
В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисун­ков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.

3.
Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, докумен­тов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную ча­сти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

4.
Графический материал должен быть выполнен на стандартных листах в соответствии с существующим ГОСТ.

5.
Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом ее раскрытия; работа завершается списком использованной литера­туры.


6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать следующие требования:


  • структура работы обозначается четко: в соответствии с планом
    выделяются ее основные разделы, дается глубокое и полное осве­щение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложе­ния;

  • библиографический список использованной литературы распола­гается до приложения;

  • ссылки на источники (автор, название, место и год издания, стра­ница) делаются в нижней части листа или в квадратных скобках;

  • листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специаль­ную папку, обложка которой точно повторяет оформление титуль­ного листа.


Окончательно оформленная дипломная работа подписывается ав­тором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и предоставляется руково­дителю. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до на­чала государственных экзаменов.

В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. От­зыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и ор­ганизации экспериментального исследования, обоснованность и зна­чимость результатов, возможность их применения. Затем следует заключение о допуске студента к защите.

Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается за­ведующему кафедрой, который на основании этих материалов реша­ет вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответст­вующую пометку в тексте дипломной работы.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпуск­ников высших учебных заведений отме­чается, что к итоговому междисциплинарному экзамену по направлению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие ат­тестационные испытания, предусмотренные планом.

Кафедра допускает к защите всех студентов, представивших ди­пломные работы, которые удовлетворяют предъявляемым требовани­ям, в окончательном варианте. Если возникают сомнения по поводу качества выполненной работы и в связи с этим — вопрос о допуске к защите ее автора, то этот вопрос решается на заседании кафедры с участием научного руководителя.

В тех случаях, когда дипломная работа не подготовлена в срок или по решению кафедры не может быть представлена к защите из-за ее низкого качества, за студентом остается право сдачи государст­венного экзамена по соответствующему предмету.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защи­те, направляется деканом факультета (или по согласованию с ним заведующим кафедрой) на рецензию. Состав рецензентов утвержда­ется деканом факультета по представлению заведующего кафедрой, руководившей выполнением дипломной работы.

Следует по возможности направлять дипломные работы на внеш­нюю рецензию, привлекая в качестве рецензентов квалифицирован­ных специалистов — работников школ, научных и образовательных учреждений, управления образованием, а также профессоров и пре­подавателей других высших учебных заведений. Вместе с тем авто­рами таких рецензий могут быть профессора и преподаватели вуза, где непосредственно выполнялась дипломная работа, если они не ра­ботают на кафедре, которая будет принимать защиту.

В рецензиина дипломную работу необходимо:

1. Дать общую характеристику работы, в которой следует отметить:


  • актуальность темы и ее обоснование;

  • аргументированность социально-педагогических мотивов выбора
    темы;

  • правильность и логику постановки вопросов для рассмотрения
    в выпускной работе;

  • количественную и качественную оценку использованных литера­турных источников, освещающих тему;

  • наличие и качество анализа педагогической практики проведения
    экспериментов, уровень его теоретического осмысления;


♦ соблюдение студентом основных требований к структуре, содер­жанию и оформлению работы.

2. Охарактеризовать содержание выпускной работы, оценить:


  • качество анализа литературы, всесторонность и глубину теорети­ческого раскрытия сути проблемы;

  • полноту и глубину представления в работе студента практическо­го опыта, экспериментального материала; анализ с точки зрения
    теории вопроса, умение выработать практические рекомендации;

  • систему мер, определенных автором для дальнейшего совершен­ствования учебно-воспитательного процесса в дошкольном учре­ждении и качества управления им;

  • стиль изложения темы и его соответствие логике теоретико-прак­тической направленности определенного автором круга вопросов;

  • отношение автора к рассматриваемым вопросам, новизну мыслей,
    выраженных в его оценочных суждениях по изученной им теме.


3. Оценить результаты и качество выпускной работы:

♦ уровень и качество раскрытия темы.

Декан факультета знакомит с рецензией заведующего кафедрой, студента-дипломника и направляет работу с отзывом руководителя и рецензией для защиты в Государственную аттестационную комис­сию.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпуск­ников высших учебных заведений - опре­делено, что защита дипломных работ проводится на открытом засе­дании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и ре­цензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецен­зента в заседании не обязательно.

Наши рекомендации