Место модуля в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа модуля
«Практическая педагогика»
Трудоемкость: 2 зачетные единицы
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр (4 года)
Форма обучения: очная
Принята на заседании Ученого совета факультета
протокол № ____ от «___» ____________ 2012 г.
Рассмотрена на заседании кафедры
протокол № 13 от «24» мая 2012 г.
Заведующий кафедрой педагогики ________ Орлов А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10. Анкета обучающегося
11. Аннотация
Цели освоения модуля
Целью освоения модуля «Практическая педагогика» является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации; применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессиональной ориентации обучающихся; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Место модуля в структуре ООП бакалавриата
«Практическая педагогика» является одним из модулей дисциплины «Педагогика» базовой части профессионального цикла. Изучение данного модуля базируется на освоении студентами модулей «История образования и основы педагогики» и «Теоретическая педагогика».
К началу изучения модуля студенты должны осознавать социальную значимость будущей профессии, понимать сущность профессиональной педагогической деятельности учителя, основы организации учебно-воспитательного процесса; владеть способами использования систематизированных теоретических и практических знаний в области гуманитарных, социальных и др. наук для решения профессиональных задач, основами речевой профессиональной культуры.
Освоение данного модуля позволяет подготовить студентов к осознанному прохождению педагогической практики в различных образовательных учреждениях, в ходе которой им предстоит проектировать учебно-воспитательный процесс и решать конкретные профессиональные задачи, а также к качественному выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Практическая педагогика»:
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК – 3);
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК – 5);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК – 6).
В результате освоения модуля обучающийся должен:
Знать:
· особенности политической культуры общества и процесса политической социализации граждан; современные методы диагностирования достижений обучающихся; теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса; способы психологического и педагогического изучения обучающихся; конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3);
· сущность педагогически целесообразного взаимодействия; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса; особенности социального партнёрства в системе образования; особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5);
· теоретические основы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; способы создания коллектива учащихся; сущность психологического сопровождения, идеи психологической поддержки (ПК-6).
Уметь:
· отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся; использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач; отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников; оценивать целесообразность выбранных методов; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения; сравнивать психологические характеристики различных возрастов; выделять основные новообразования возраста, ведущую деятельность, социальную ситуацию развития, характерные особенности познавательных процессов и особенностей личности на разных возрастных этапах; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; применять методики психодиагностики: экспресс-диагностика потребностей, мотивов, целей потребителя, выделять главные психологические особенности учащихся (ПК-3);
· бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах; проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами; оценивать качество учебно-воспитательного процесса; проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей; осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников; выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами (ПК-5);
· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; организовывать сотрудничество воспитанников и обучающихся посредством различных методов; проектировать мероприятия, направленные на создание коллектива; организовывать внутригрупповое и межгрупповое общение детей (ПК-6).
Владеть:
· способами осуществления диагностирования достижений учащихся, педагогического сопровождения; способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (ПК-3);
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; приемами и способами организации взаимодействия с родителями, коллегами; способами оценки качества учебно-воспитательного процесса;конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса (ПК- 5);
· способами организации и поддержания взаимодействия обучающихся и воспитанников; способами организации сотрудничества разных возрастных групп (ПК -6).
4. Структура и содержание модуля «Практическая педагогика».