Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано
Предметы, изучение которых определяется советом школы – школьный компонент (асновы моўнай культуры, ЗОЖ, ОБЖ, моё Отечество, ритмика и танец, православная культура и др.).
На основе учебных планов составляют учебные программы.
3.Учебная программа – это утверждённый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Обычно учебная программа состоит из пояснительной записки; основной части; требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В пояснительной записке кратно раскрывается структура содержания учебного предмета, показывается его роль и функции в учебном плане. В этой части учебной программы обосновываются цели и задачи изучения предмета, даётся общая характеристика методов, форм, средств обучения. Здесь могут быть даны разъяснения того нового, что вносит в программу по сравнению с предыдущей программой.
Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения этой темы с указанием количества часов на её изучения.
В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету и классам и раскрываются уровни овладения ими.
Традиционно существует два принципа построения учебных программ: линейный иконцентрический.
Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. («+» изучение материала идёт быстрее, «-» если тема не усвоена учащимися, то дальнейшее продвижение будет невозможным, т.к. весь последующий материал так или иначе связан с предыдущим.)
Если одна и та же тема, элемент содержания образования изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы. Концентрический способ построения учебной программы несколько замедляет изучение полного курса (-), но приводит к лучшему усвоению материала (+), т.к. повторение предупреждает забывание.
Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе её построения. Возможен и спиральный способ построения программы, при котором учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Содержание учебной программы подробно раскрывается в учебниках и учебных пособиях. К учебной литературе относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учеников и учителей, сборники текстов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.
Учебник – книга для учащихся, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета, и требованиями дидактики.
Учебники дополняют «живое» слово обучения, т.е. общение учителя с учащимися. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: схемы, чертежи, карты, рисунки, таблицы и т.д. кроме информационного материала в учебник включаются вопросы и задания, которые помогают ученику осмыслить и обобщить материал.
Функции учебника:
· Информационная– обеспечивает детей необходимой и достаточной информаций, формирующей их мировоззрение, даёт пищу для духовного развития и практического освоения мира.
· Мотивационная– заключается в создании стимулов к изучению предмета, в формировании интереса и позитивного отношения к миру.
· Воспитательно-развивающая – состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей.
· Обучающая – работа с учебником развивает умения и навыки, необходимые для самообразования (конспектирование, выделение главного, логическое запоминание и др.)
· Интегрирующая – учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нём знания дополнительную информацию из смежных наук.
· Координирующая – способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации).
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные материалы.
Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано.
К учебным пособиям относятся: хрестоматии, сборники задач, упражнений, текстов, рабочие тетради, словари, справочники, и др.