Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем лекционных занятий
Наименование темы | Контрольные вопросы |
Тема 1. Психология как наука | · Какова роль и значение психологии и педагогики в изучении других дисциплин? · Каковы цели и задачи правовой, экономической и общей психологии? · Какие отрасли психологии, на Ваш взгляд, наиболее развиты? Почему? |
Тема 2. История развития психологического знания | · Проследите развитие психологии как науки во времена античности. · Проследите развитие психологии как науки в XVII – XIX вв. · Какие самые известные открытие в области психологии сделаны в это время. · Назовите самые важные открытия в XX веке. |
Тема 3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Психика и организм. | · Опишите функции различных отделов головного мозга · Назовите самые важные отличия психики животных от психики людей · Объясните сущность понятий субъект и объект · Объясните соотношение сознания и бессознательного · Опишите методы формирования сознания личности |
Тема 4. Психические процессы и функции | · Назовите психические процессы, которые относятся к познавательным · Каковы основные свойства ощущения · Объясните роль движения глаз в зрительном восприятии · Назовите виды воображения · Назовите несколько приемов мнемотехники · Объясните мышление как процесс анализа, синтеза и обобщения · Объясните значимость психических процессов для профессиональной работы руководителя · Опишите основные признаки волевого поведения личности · Объясните значение аффекта и фрустрации в профессиональной деятельности |
Тема 5. Понятие личности в психологии. Основные психические свойства личности | · Назовите основные проблемы личности в психологической науке · Каково соотношение биологического и социального в структуре личности · Приведите примеры типологии темперамента (на примере типологии Э. Кречмера или У. Шелдона) · Какова взаимосвязь темперамента и характера |
Тема 6. Психология человеческих взаимоотношений | · Приведите примеры невербальной коммуникации · Дайте определение понятия «лидерство» · Опишите нравственно-психологические качества современного руководителя |
Тема 7.Педагогика как наука. Педагогика как единство воспитания и обучения | · Каковы главные цели образовательной школы · Назовите основные формы организации обучения · Объясните, в чем заключаются функции педагогики · Что относится к методам обучения · Что такое дидактика? Опишите основные принципы дидактики · Что такое инновации в педагогическом процессе |
Тема 8. Основные направления развития педагогики в различные эпохи | · Объясните главное направление педагогической мысли у Сократа, Платона, Аристотеля · Какой вклад внесли в педагогическую науку Джон Локк, М. Монтень, Ж.Ж. Руссо, Пестолоцци? · Какими педагогическими проблемами занимался В.А. Сухомлинский? |
Тема 9. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности | · Объясните, в чем заключается значимость и эффективность метода поощрения и метода наказания, как методов воспитания · В чем заключается семейное самоуправление · Объясните специфику общения родителей и детей · В чем заключаются особенности деятельной любви родителей |
Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем
Практических занятий
Тема семинарского занятия | План семинарского занятия | Доклады |
Тема 1. Психические процессы и функции. | · Определение понятий: Ощущение, восприятие, внимание, память, интеллект · Особенности психических процессов · Приемы мнемотехники | 1. Общие положения об ощущениях 2. Общие положения о памяти 3. Общие положения о мышлении 4. Общие положения о восприятии 5. Общие положения о воображении 6. Теории внимания |
Тема 2. Понятие личности в психологии. | · Основные психические свойства личности. · Определение понятий «темперамент», «характер», «личность», «направленность личности» · Типы акцентуации характера. · Тестирование на исследование особенностей темперамента, характера и личностных особенностей. | 1. Понятие личности в системе человекознания (Б. Г. Ананьев) 2. Типология темпераментов 3. Понятие задатков, способностей, одаренности, таланта и гениальности 4. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения 5. Понятие типов личности 6. Потребности и их виды. Классификация человеческих потребностей 7. Темперамент, история его изучения 8. Психоанализ З. Фрейда как теория личности (структура, функции) 9. Личность и общество: социализация личности 10. Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы |
Тема 3. Психология человеческих взаимоотношений. | · Механизмы взаимоотношения между людьми · Особенности взаимоотношения между людьми по типу: «направленность к людям», «направленность от людей», «направленность против людей» · Социометрия. | 1. Особенности взаимопонимания 2. Место общения в жизни человека. Возрастные этапы становления общения 3. Невербальные способы общения |
Тема 4. Деловая игра «нестандартный урок». Методы обучения и воспитания | · Методы обучения и воспитания. · Особенности «нестандартных уроков» · | 1. К. Д. Ушинский и его вклад в педагогику 2. Критические и стабильные периоды развития 3. А. С. Макаренко и его система воспитания 4. Основные этапы формирования и параметры умственного действия (П. Я. Гальперин) |
Тема 5. Оформление и защита психографической работы | · Заполнение биографической анкеты · Определение памяти и описание полученных результатов по продуктивности механического запоминания, а также результата использования мнемотехнических приемов при запоминании 30 слов · Определение понятий внимание, свойства внимания (объем внимания, устойчивость внимания), описание результатов · Описание результатов исследования по особенностям направленности личности, темперамента, характера, уровня субъективного контроля, по чертам и типу личности, по направленности личности на ту или иную профессиональную деятельность · Написание заключения с оформлением вывода: какие свойства личности являются ресурсом для дальнейшего личностного роста. С чем необходимо поработать. Продумывание путей и методов, которые помогут решить проблемы |