II. Работа по учебнику (задания 1-8). - Сколько фруктов осталось?
- Сколько фруктов осталось? (Ноль.) Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.
- Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль». На что похожа цифра 0?
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовём,
Он называется нулём!
- Какое число больше: 0 или 1? (1.) Где расположено число 0 в ряду чисел? (В начале ряда чисел: 0< 1.)
- Разложите кружки.
- Сколько стало у Винни-Пуха горшочков с мёдом? (Десять.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом 10.
Учитель демонстрирует карточку с числом 10.
- Посмотрите, как записывается число десять. На что похоже число 10?
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.
В. Богачев
С нулем гуляет единица
- Не может с ним наговориться.
- Сравните числа 10 и 9. Какое больше? (10.)
- На сколько? (На 1.)
- Где расположено число 10 в числовом ряду? (Правее числа 9. 10 > 9.)
Задание «Письмо цифры 0».
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
- Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число ноль, и поучитесь ее правильно писать.
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента - большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. (Далее учащиеся работают по образцу.)
Задание «Письмо числа 1 0».
Учащиеся прописывают числа 10 по образцу.
- Восстановите неравенства:
- Число десять запишите с помощью двух цифр - 1 и 0.
- Числа увеличивали на 1 . Какое число должно стоять в первом кружочке?
(7)
- Числа уменьшали на 1. Какое число должно стоять в последнем кружочке?
(0)
- На блюде лежали 5 пирожных. Маша съела 1 пирожное и Миша съел 1 пирожное. Сколько пирожных осталось? (5→4→3.)
- Миша и Маша съели по 2 пирожных. Сколько пирожных осталось? (5→3 →1.)
- Смогут ли Саша и Миша съесть каждый по три пирожных? (Нет.)
- На какое расстояние ушел от своего дома Пятачок? (Он оказался у своего дома.)
- Кто живет дальше от Пятачка? (Белочка.)
III. Работа в тетради.
- Выполните узор по образцу.
IV. Фронтальная работа.
1. И г р а «Концовка».
Дидактическая цель: развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Содержание игры.
1-й вариант. Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задаваться вопросы). Например: «Если сосна выше березы, то береза... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)».
2-й вариант. Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например: «колобок... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий), мяч... (круглый), соломинка... (тонкая)».
- Нарисуйте и раскрасьте по образцу кораблик.
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какую цифру научились писать?
- Что обозначает число 0?
- Сравните понятия «число» и «цифра».
Учитель читает стихотворение:
Скок да скок, скок да скок – Покатился колобок, Круглый да румяный, Прямо на поляну. Нам колобок нарисовать – Как ноль в тетради написать. | Да только ноль – не колобок, А просто он пустой кружок. И значит цифра эта, Что ничего здесь нету. И звери съели колобок... Вот что такое ноль, дружок. |
Дата:_________________
Урок 28 Тема: ИЗМЕРЯЕМ ДЛИНУ
Цели:дать представление о процессе измерения длины предметов; учить использовать инструменты для измерения длины.
Оборудование:
Ход урока
I. Устный счет.
- Найдите «лишнюю» фигуру в каждой строчке:
Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу - три овечки
И четыре индюка.
Испугались, разбежались,
Весла бросили в кусты,
А найти их должен ты.
- Сколько всего было животных? (7.)
Бегали по лесу восемь резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравши хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых? (3.)
- Рассмотрите рисунок на доске (две ленточки: красная и синяя).
- Сравните обе ленточки. Чем они отличаются? (Отличаются цветом и длиной.)
- Как узнать, какая ленточка длиннее, а какая - короче? (Надо измерить длину с помощью линейки.)
- Сегодня будем изучать тему «Измеряем длину».
II. Изучение нового материала. Работа по учебнику (задания1-7).
- Измерьте длину класса шагами. У кого сколько шагов получилось?
- Измерьте карандашом длину парты. Сколько раз ваш карандаш уместился вдоль края? А карандаш вашего товарища?
- Сколько прыжков сделала Кенга, чтобы вернуться к Крошке Ру? (5.)
- Значит 5 - это длина пути Кенги в прыжках.
- Сколько прыжков понадобится Крошке Ру, чтобы запрыгнуть к маме в сумку? (10.)
- Сколько шагов сделает Пятачок по дороге к Тигре? (9.)
- Сколько прыжков сделает Тигра до Пятачка? (3.)
- Чей путь длиннее? (Путь одинаков.)
- Сколько шагов сделает Пятачок по дороге к Винни-Пуху? (6 шагов.)
- Сколько прыжков сделает Тигра до Винни-Пуха? (3.)
- Чей путь длиннее? (Тигры.)
- Дополните неравенства.
Ответ: 6>1 6>2 6>3 6> 4 6> 5
6<7 6<8 6<9 6<10
- Как отмерить два куска тесьмы одинаковой длины? (Свернуть тесьму пополам и разрезать.)
- В старину длину ткани измеряли локтями и аршинами. Посмотрите на рисунки. В каком куске больше ткани: в жёлтом или красном? (В жёлтом, так как 9 локтей > 5 локтей.)
- В каком куске больше ткани: в голубом или жёлтом? (В голубом, так как 5 аршинов > 3 аршинов.)
- Отмерьте кусок тесьмы в 10 локтей.
- Сравните длины кусков, которые у вас получились.
- Что означают слова: вершок, аршин, сажень, верста?
III. Фронтальная работа.
Игра «Лучший разведчик».
Дидактическая цель: формирование у детей пространственных и временных представлений.
Содержание игры. Игра проводится в сквере, парке, лесу. Два разведчика - девочка и мальчик - должны идти в направлении, указываемом учителем, к избушке лесника. (Избушка лесника заменяется каким-либо деревом.)
Сначала они идут по тропинке вперед, потом мальчик-разведчик поворачивает налево к березке, а девочка - направо к сосне. Услышав шорох, они возвращаются назад: девочка идет между сосной и дубом, а мальчик - между березой и дубом. Шорох прекращается, и они вновь продолжают путь к «избушке лесника». Мальчик приходит раньше, а девочка - позже.
Затем дети с учителем переходят на другую полянку, и игра повторяется.
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите единицы длины.
Дата:_________________
Урок 29 Тема: ИЗМЕРЯЕМ ОТРЕЗКИ
Цели:составить правила измерения отрезков; ввести единицу длины «сантиметр»; учить строить отрезки и измерять их длину; продолжить формирование умения сравнивать числа.
Оборудование:
Ход урока
I. Устный счет.
- Назовите признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду:
- Выберите фигуру, которой можно продолжить каждый ряд.
- Игра «Весёлый счет».
- Сколько всего отрезков на чертеже?
- Какие отрезки имеют наибольшую длину?
- Какие - наименьшую?
- Тема урока - «Измеряем отрезки».