II. Закрепление опорных знаний. Надо подобрать к словам антонимы
· Игра «Наоборот».
Надо подобрать к словам антонимы. Первые буквы найденных слов, если их прочитать по вертикали и добавить в конце мягкий знак, составят слова, обозначающие очень хорошее качество, так необходимое всем.
Грязный – … (чистый)
Искусственный – … (естественный)
Трусливый – … (смелый)
Мягкий – … (твердый)
Грубый – … (нежный)
Замкнутый – … (открытый)
Слабый – … (сильный)
Светлый – … (темный)
(Ответ: честност + ь.)
1. Проверка домашнего задания.
Прослушивание заученного наизусть отрывка «Телефон», читаемого учениками. Самооценка учащихся.
Физкультминутка
& Работа по учебнику: с. 223.
2. Слово учителя.
Продолжаем знакомиться с творчеством К. И. Чуковского. Сегодня вы услышите его произведение «Путаница».
– Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)
▲ Учитель читает текст полностью.
Работа с текстом.
Вопросы:
– Кто герои произведения? (Животные.)
– Что хотели делать котята, утята, свинки, курочки?
– Кто замычал коровой?
– Кто кукарекал?
– Кто лаял?
– Кто хотел всех вразумить? Получилось ли у него? Почему?
– Что подожгли лисички?
– Чем тушили море синее?
– Кто затушил море?
· Игра «Найдите слово».
_ _ _ _ _ ж _ _ 1. Избушка, в которой живет сторож.
_ _ _ _ ж _ _ 2. Украшение в ушах.
_ _ _ ж _ _ 3. Твердая застежка на поясе.
_ _ ж _ _ 4. Часть стола или стула.
(Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка.)
▲ Чтение учащимися отрывка «Путаница».
Обратить внимание на правильное чтение восклицательных предложений.
Иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского (по выбору).
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
Урок 111. урок - викторина
(по творчеству К. И. Чуковского)
Цели: закрепить знания учащихся о творчестве К. И. Чуковского; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование:карточки-задания.
Ход урока
Класс делится на две команды. (Все задания обдумываются коллективно.)
I. «Что мы знаем о К. И. Чуковском?».
Задания записаны на лепестках ромашки. Члены команд по очереди срывают лепесток и отвечают на вопрос, обсудив его с командой.
1. В каком году родился К. И. Чуковский? (1882.)
2. В каком городе родился Чуковский? (В Петербурге.)
3. Назовите имя и отчество Чуковского?
4. Как называлась газета, в которой печатался Чуковский в Одессе?
5. В каком городе за границей Чуковский был корреспондентом?
6. Где прошло детство К. И. Чуковского?
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.)
II. Конкурс «Назовите произведение».
Члены команд по очереди вытягивают карточки-задания, выразительно читают отрывок, сообщают из какого он произведения.
1. Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас.
Не покиньте меня
В мой последний час!»
(«Муха-Цокотуха».)
2. Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает:
«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!»
(«Тараканище».)
3. Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять,
Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца.
Смыл и ваксу,
И чернила
С неумытого лица.
(«Мойдодыр».)
4. И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
(«Айболит».)
5. Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»
(«Бармалей».)
6. И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она,
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
(«Федорино горе».)
7. А вчера поутру
Кенгуру:
– Не это ли квартира
Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
– Нет! Это чужая квартира!!!
– А где Мойдодыр?
– Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
(«Телефон».)
8. А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(«Путаница».)
(За этот конкурс команды получают 1 балл – за выразительность чтения отрывка, 1 балл – за правильность названия произведения. Так как каждая команда вытягивает по четыре карточки-задания, то максимально может получить в сумме 8 баллов.)
III. «Узнай произведение по иллюстрации».
Команды обмениваются по очереди иллюстрациями, которые приготовили дома.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команды готовят по 4–5 иллюстраций.
На табло выставляются баллы, набранные командами. Выигравшая команда получает приз. Второй команде можно подготовить «утешительный» приз.
IV. Итог урока.
– Понравился ли урок? Чем?
– Каких знаний вам не хватило, чтобы выиграть?
– Что помогло вам выиграть?
Урок 112. в. в. бианки «первая охота»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Бианки; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, портрет В. В. Бианки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока