Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Марокко включает в себя следую­щие основные ступени:

Система образования Марокко включает в себя следую­щие основные ступени:

начальное образование длительностью пять лет; среднее образование — общее и профессионально-техниче­ское — длительностью от четырех до семи лет;

высшее и послесреднее образование длительностью от двух до семи лет.

Необходимым условием поступления в высшие учебные за­ведения является наличие свидетельства об окончании полно­го курса общего среднего образования (Baccalauréat). При этом в высшие учебные заведения естественно-научного, технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля могут поступить только те выпускники средней школы, кото­рые на заключительном цикле обучения в школе занимались на естественном или техническом отделении. При поступле­нии в вузы гуманитарного профиля подобных ограничений не существует: в них принимаются на равных условиях все бака­лавры независимо от их предшествующей специализации.

К выcшей школе в Марокко относится более 60 учебных заведений, которые могут быть разделены на три основные группы, различающиеся по организации обучения и уровню дипломов: университетские факультеты, институты и высшие школы.

Факультеты представляют собой наиболее престижные высшие учебные заведения, обучение в которых состоит, как правило, из последовательных циклов длительностью два го­да каждый. На естественно-научном и гуманитарном факуль­тетах для основной массы студентов обучение состоит из двух­летних циклов.

После первого цикла, носящего общенаучный характер, выдается промежуточное свидетельство, а после второго, по­священного углубленному изучению фундаментальных дис­циплин и частичной специализации, выдается первый универ­ситетский диплом — степень лиценциата. Большинство вы­пускников заканчивают на этом свое образование и вклю­чаются в трудовую деятельность.

Продолжение образования — дальнейшая специализация и научная подготовка — происходит на третьем цикле обучения.

Третий цикл обучения длительностью два года завершается — после сдачи экза­менов и защиты дипломной работы — получением диплома о высшем образовании. Наконец, для получения диплома «государственного доктора» необходимо в течение двух лет провести самостоятельное научное исследование и защитить по его результатам диссертационную работу.

На медицинских факультетах обучение составляет семь лет и не разделяется на циклы. Первый год носит название подготовительного. Заключительный, седьмой год обучения посвя­щен прохождению практики в больницах и завершается сда­чей «клинических» экзаменов и защитой дипломной работы, что дает право на получение звания и диплома доктора меди­цины.

Институты и высшие школы Марокко в отличие от университетских факультетов являются учебными заведениями с четко выраженной профессиональной направленностью подготовки. Как правило, эти учебные заведения выпускают специа­листов среднего звена — прикладных инженеров и специализированных техников, а также готовят аналогичные по уровню подготовки кадры для здравоохранения, административного аппарата, сельского хозяйства и других секторов.

Квалификационный уровень «прикладного» инженера, под­готовка которого требует три-четыре года, является наиболее распространенным уровнем для инженерных кадров Марок­ко и приравнивается к уровню лиценциата на государствен­ной шкале иерархии служебных должностей и окладов. Это приравнивание не означает, однако, полной академической эквивалентности этих дипломов.

В отличие от степени лиценциата, обладание которой предоставляет широкие возможности для продолжения образования на уровне третьего цикла, включая научную подготовку, диплом «прикладного инженера» дает весьма ограниченные перспективы в этом отношении. Они сводятся в основном к возможности дальнейшей специализации в области экономики и управления. Это различие обусловлено тем обстоятельст­вом, что объем общенаучной и фундаментальной подготовки при получении степени лиценциата значительно выше, чем при получении диплома «прикладного инженера», который фактически является документом о среднем специальном об­разовании.

Исключение составляет диплом «прикладного инженера» в области сельского хозяйства, так как четырехлетняя подго­товка таких специалистов осуществляется своеобразно; в ча­стности, первый год обучения у них проходит совместно с ин­женерами-агрономами, а затем происходит специализация, приводящая к получению диплома о четырехлетнем высшем сельскохозяйственном образовании.

Лица, обладающие указанными дипломами, могут поступить (после трех лет работы и на основании конкурса) на V курс Агрономического и ветеринарного института.

Что касается подготовки на более высоком уровне, то так называемые «высшие» циклы организованы в некоторых институтах и высших школах. Среди них выделяются Инженер­ная школа «Мухамедиа» (Ecole Mohammadia d'Ingénieurs) и Агрономический и ветеринарный институт имени Хасана II (Institut Agronomique et Vétérinaire Hassan II) — основные марокканские вузы по подготовке специалистов высшей квалификации для промышленности и сельского хозяйства. В некоторых из высших школ и институтов функционируют двух- или трехгодичные курсы, предназначенные для повышения уровня образования и профессиональной квалификации спе­циалистов, уже имеющих диплом лиценциата или эквивалент­ный ему и стаж практической работы не менее трех лет. Окон­чание таких курсов позволяет их выпускникам претендовать на высшие посты в административно-управленческой сфере. По аналогичной схеме происходит подготовка преподавателей старших классов средних учебных заведений в Высшей нор­мальной школе (Ecole Normale Supérieure), куда принимают­ся лица, имеющие диплом лиценциата или «прикладного ин­женера».

После двух лет обучения выдается: на естественно-науч­ном факультете — университетское свидетельство о научном образовании (Certificat Universitaire d'Etudes en Sciences, CUES); на гуманитарном факультете — университетское сви­детельство о гуманитарном образовании (Certificat Universi­taire d'Etudes Littéraires, CUEL).

Аналогичные свидетельства выдаются после двух лет обу­чения на факультетах юридических, экономических и социаль­ных наук.

Окончание первых двух лет обучения в Агрономическом и ветеринарном институте имени Хасана II также отмечается специальным документом: свидетельством о второй кандида­туре агрономического и ветеринарного образования (Certificat 2éma Candidature aux Etudes Agronomiques et Vétérinaires).

Перечисленные свидетельства не являются документами о законченном образовании или о профессиональной подготов­ке. Они лишь подтверждают завершение первого, начального цикла высшего образования и дают право на дальнейшее продолжение обучения.

Основным дипломом об окончании второго цикла выс­шего образования является степень лиценциата (Licence), присуждаемая после четырех лет обучения на естественно-научном или гуманитарном факультетах. В зависимости от специализации обучения, диплом лиценциата содержит назва­ние соответствующей области знаний, например лиценциат математических наук (Licence és-Sciences Mathеmatiques), лиценциат в области естествознания (Licence es-Sciences Na­turelles).

Через четыре года обучения в университете степень ли­ценциата присуждается также на факультетах юридических, экономических и социальных наук.

Диплом «прикладного» инженера (Diplôme d'Ingénieur d'Application) выдается рядом институтов и высших школ после трех-четырех лет обучения.

По окончании третьего цикла выдается диплом, назва­ние которого зависит от типа учебного заведения и уровня подготовки.

Третий цикл обучения на всех факультетах завершается получением единого диплома о высшем образовании с указа­нием специальности (Diplôme d'Etudes Supérieures, DES), ко­торый является дипломом о шестилетнем университетском образовании.

Медицинские факультеты после семи лет обучения прис­ваивают звание и диплом доктора медицины (Diplôme de Docteur en Médecine).

Профессиональное звание и диплом государственного ин­женера (Diplôme d'Ingénieur d'Etat) присваиваются по окончании пятилетнего курса обучения в Инженерной школе «Мухамедиа».

Высшее шестилетнее сельскохозяйственное образование в Агрономическом и ветеринарном институте завершается получением диплома инженера-агронома (Diplôme d'Ingénieur Agronome) или диплома ветеринарного врача (Diplôme de Docteur Vétérinaire).

Республика Кот-Дивуар (Берег Слоновой Кости )

  1. Общая схема уровней образования и получения квалификаций

Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Марокко включает в себя следую­щие основные ступени: - student2.ru

2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.

Количество студентов на 10 тыс. населения    
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97)    
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО)   -
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) . . .

Наши рекомендации