Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Марокко включает в себя следующие основные ступени:
Система образования Марокко включает в себя следующие основные ступени:
начальное образование длительностью пять лет; среднее образование — общее и профессионально-техническое — длительностью от четырех до семи лет;
высшее и послесреднее образование длительностью от двух до семи лет.
Необходимым условием поступления в высшие учебные заведения является наличие свидетельства об окончании полного курса общего среднего образования (Baccalauréat). При этом в высшие учебные заведения естественно-научного, технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля могут поступить только те выпускники средней школы, которые на заключительном цикле обучения в школе занимались на естественном или техническом отделении. При поступлении в вузы гуманитарного профиля подобных ограничений не существует: в них принимаются на равных условиях все бакалавры независимо от их предшествующей специализации.
К выcшей школе в Марокко относится более 60 учебных заведений, которые могут быть разделены на три основные группы, различающиеся по организации обучения и уровню дипломов: университетские факультеты, институты и высшие школы.
Факультеты представляют собой наиболее престижные высшие учебные заведения, обучение в которых состоит, как правило, из последовательных циклов длительностью два года каждый. На естественно-научном и гуманитарном факультетах для основной массы студентов обучение состоит из двухлетних циклов.
После первого цикла, носящего общенаучный характер, выдается промежуточное свидетельство, а после второго, посвященного углубленному изучению фундаментальных дисциплин и частичной специализации, выдается первый университетский диплом — степень лиценциата. Большинство выпускников заканчивают на этом свое образование и включаются в трудовую деятельность.
Продолжение образования — дальнейшая специализация и научная подготовка — происходит на третьем цикле обучения.
Третий цикл обучения длительностью два года завершается — после сдачи экзаменов и защиты дипломной работы — получением диплома о высшем образовании. Наконец, для получения диплома «государственного доктора» необходимо в течение двух лет провести самостоятельное научное исследование и защитить по его результатам диссертационную работу.
На медицинских факультетах обучение составляет семь лет и не разделяется на циклы. Первый год носит название подготовительного. Заключительный, седьмой год обучения посвящен прохождению практики в больницах и завершается сдачей «клинических» экзаменов и защитой дипломной работы, что дает право на получение звания и диплома доктора медицины.
Институты и высшие школы Марокко в отличие от университетских факультетов являются учебными заведениями с четко выраженной профессиональной направленностью подготовки. Как правило, эти учебные заведения выпускают специалистов среднего звена — прикладных инженеров и специализированных техников, а также готовят аналогичные по уровню подготовки кадры для здравоохранения, административного аппарата, сельского хозяйства и других секторов.
Квалификационный уровень «прикладного» инженера, подготовка которого требует три-четыре года, является наиболее распространенным уровнем для инженерных кадров Марокко и приравнивается к уровню лиценциата на государственной шкале иерархии служебных должностей и окладов. Это приравнивание не означает, однако, полной академической эквивалентности этих дипломов.
В отличие от степени лиценциата, обладание которой предоставляет широкие возможности для продолжения образования на уровне третьего цикла, включая научную подготовку, диплом «прикладного инженера» дает весьма ограниченные перспективы в этом отношении. Они сводятся в основном к возможности дальнейшей специализации в области экономики и управления. Это различие обусловлено тем обстоятельством, что объем общенаучной и фундаментальной подготовки при получении степени лиценциата значительно выше, чем при получении диплома «прикладного инженера», который фактически является документом о среднем специальном образовании.
Исключение составляет диплом «прикладного инженера» в области сельского хозяйства, так как четырехлетняя подготовка таких специалистов осуществляется своеобразно; в частности, первый год обучения у них проходит совместно с инженерами-агрономами, а затем происходит специализация, приводящая к получению диплома о четырехлетнем высшем сельскохозяйственном образовании.
Лица, обладающие указанными дипломами, могут поступить (после трех лет работы и на основании конкурса) на V курс Агрономического и ветеринарного института.
Что касается подготовки на более высоком уровне, то так называемые «высшие» циклы организованы в некоторых институтах и высших школах. Среди них выделяются Инженерная школа «Мухамедиа» (Ecole Mohammadia d'Ingénieurs) и Агрономический и ветеринарный институт имени Хасана II (Institut Agronomique et Vétérinaire Hassan II) — основные марокканские вузы по подготовке специалистов высшей квалификации для промышленности и сельского хозяйства. В некоторых из высших школ и институтов функционируют двух- или трехгодичные курсы, предназначенные для повышения уровня образования и профессиональной квалификации специалистов, уже имеющих диплом лиценциата или эквивалентный ему и стаж практической работы не менее трех лет. Окончание таких курсов позволяет их выпускникам претендовать на высшие посты в административно-управленческой сфере. По аналогичной схеме происходит подготовка преподавателей старших классов средних учебных заведений в Высшей нормальной школе (Ecole Normale Supérieure), куда принимаются лица, имеющие диплом лиценциата или «прикладного инженера».
После двух лет обучения выдается: на естественно-научном факультете — университетское свидетельство о научном образовании (Certificat Universitaire d'Etudes en Sciences, CUES); на гуманитарном факультете — университетское свидетельство о гуманитарном образовании (Certificat Universitaire d'Etudes Littéraires, CUEL).
Аналогичные свидетельства выдаются после двух лет обучения на факультетах юридических, экономических и социальных наук.
Окончание первых двух лет обучения в Агрономическом и ветеринарном институте имени Хасана II также отмечается специальным документом: свидетельством о второй кандидатуре агрономического и ветеринарного образования (Certificat 2éma Candidature aux Etudes Agronomiques et Vétérinaires).
Перечисленные свидетельства не являются документами о законченном образовании или о профессиональной подготовке. Они лишь подтверждают завершение первого, начального цикла высшего образования и дают право на дальнейшее продолжение обучения.
Основным дипломом об окончании второго цикла высшего образования является степень лиценциата (Licence), присуждаемая после четырех лет обучения на естественно-научном или гуманитарном факультетах. В зависимости от специализации обучения, диплом лиценциата содержит название соответствующей области знаний, например лиценциат математических наук (Licence és-Sciences Mathеmatiques), лиценциат в области естествознания (Licence es-Sciences Naturelles).
Через четыре года обучения в университете степень лиценциата присуждается также на факультетах юридических, экономических и социальных наук.
Диплом «прикладного» инженера (Diplôme d'Ingénieur d'Application) выдается рядом институтов и высших школ после трех-четырех лет обучения.
По окончании третьего цикла выдается диплом, название которого зависит от типа учебного заведения и уровня подготовки.
Третий цикл обучения на всех факультетах завершается получением единого диплома о высшем образовании с указанием специальности (Diplôme d'Etudes Supérieures, DES), который является дипломом о шестилетнем университетском образовании.
Медицинские факультеты после семи лет обучения присваивают звание и диплом доктора медицины (Diplôme de Docteur en Médecine).
Профессиональное звание и диплом государственного инженера (Diplôme d'Ingénieur d'Etat) присваиваются по окончании пятилетнего курса обучения в Инженерной школе «Мухамедиа».
Высшее шестилетнее сельскохозяйственное образование в Агрономическом и ветеринарном институте завершается получением диплома инженера-агронома (Diplôme d'Ingénieur Agronome) или диплома ветеринарного врача (Diplôme de Docteur Vétérinaire).
Республика Кот-Дивуар (Берег Слоновой Кости )
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | - |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) | . . . |