В процессе выполнения одновременно организованных движений
1. Высунуть язык вперед, одновременно поднимая кончик вверх.
2. Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.
3. Высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед трубочкой.
4.Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо.
5.Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.
6.Высунуть язык вперед и одновременно растянуть губы в улыбку.
II. Формирование правильной артикуляции звуков в различных фонетических условиях произношения
В процессе выполнения одновременно организованных движений
После формирования правильного артикуляторного уклада звука в процессе выполнения артикуляторных упражнений вырабатывается автоматизм его произношения в различных фонетических условиях. Реализацию автоматизма произношения вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется начинать со структуры слогов ГС (гласный—согласный), а затем СГ (согласный—гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции выражено в меньшей степени, и согласный звук в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы (Л. Р. Зиндер).
2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и выдвигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):
— приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимает верхнюю губу вверх) мышц:
—оттянуть нижнюю губу книзу, удержать в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
—поднять верхнюю губу, удержать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют оттягивание углов рта кзади):
—растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать их в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
—растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
5. Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы (оттягивает углы губ вверх):
— поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы (губы при этом сомкнуты), удерживать ее в интервале счета от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и задней части спинки языка):
-*- высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па па-па. После произнесения последнего слога оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении в интервале счета от 1 до 5—7;
/& Рекомендуемая последовательность речевого материала для автоматизации звука [С]
1.--------------------------- Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [У] ([У-С], [УС]):
—автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] с ударением на нем: ус, трус, вкус, капуста, вкусный и т. д.;
—автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [УС] без ударения на нем: уснул, устал, успех, фокус, парус, автобус и т. д.;
—автоматизация звука [С] в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом [УС] с ударением и без ударения на нем: Круглый арбуз. Вкус пая капуста. Усталый ребенок уснул. Белеет парус вдалеке. И т. д.
2.--------------------------- Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [О] ([О---------------- С], [ОС]):
—автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [ОС] с ударением на нем: нос, рос, мост, хвост, воск, оспа и т. д.;
—автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ОС] с ударением на нем: Вот пес. У дятла острый нос. Береги нос в мороз. Уходи мороз — март тепло принес. И т. д.
3.--------------------------- Автоматизация звука [С] в обратных слогах в сочетании с гласным [А] ([А---------------- С], [АС]):
— автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] с ударением на нем: таз, нас, вас, квас, астра, каска, маска, паста, ананас и т. д.;
—автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [АС] без ударения на нем: остатки, доска, костер, голос, волос и т. д.;
—автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [АС] с ударением и без ударения на нем: На клумбе астры. У Вани громкий голос. Остатки доски кинули в костер. И т. д.
4. Автоматизация звука [С] в слогах в сочетании с гласным [Ы] ([ЫС], [ЫС]):
—автоматизация звука [С] в словах, содержащих обратный слог [ЫС] с ударением на нем: мыс, быстро, выступ, выставка и т. д.;
—автоматизация звука [С] в предложениях, содержащих слова с обратным слогом [ЫС] с ударением на нем: Автомобиль едет быстро. Папа выслал ботинки. По полю рыскал волк. И т. д.
Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После достижения автоматизма произношения звука поочередно с различными гласными в структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.