I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | | Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | A/01.7 | |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | A/02.7 | |
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | A/03.7 | |
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | A/04.7 | |
Психологическая диагностика обучающихся | A/05.7 | |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | A/06.7 | |
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) | A/07.7 | |
B | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | B/01.6 | |
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | B/02.7 | |
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | B/03.7 | |
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | B/04.7 | |
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | B/05.6 | |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция Наименование | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | Код | A | Уровень квалификации | | |
|
Происхождение обобщенной трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта |
|
Возможные наименования должностей | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
|
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, специалист по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения»; Высшее, специалист по направлению (специальности) «Психология» |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Справка об отсутствии судимости[iii], Отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению профессиональной деятельности[iv] |
|
Наименование | Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | Код | A/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта |
| |
Трудовые действия | Формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально психологических особенностей |
Разрабатывает программы по развитию универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы |
Разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников |
Совместно с педагогом разрабатывает индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их личностных и др. психологических особенностей |
Разрабатывает и реализует личностную и метапредметную компоненту мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами |
Оформляет и ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований |
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся |
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ |
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, используя современные средства ИКТ |
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся |
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий |
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями |
Необходимые знания | Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех ступенях общего образования |
Теория и методы организации психологического исследования. |
Методы статистического анализа данных психологического исследования |
Методы верификации результатов исследования |
Методы интерпретации и представления результатов исследования |
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики |
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ |
Профессиональная этика |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | -- |
-- |
| | | | | | | | | | | |
3.1.2 Трудовая функция |
Психологическая экспертиза безопасности образовательной среды образовательных организаций | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень)квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта |
| |
Трудовые действия | Проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности. Проводит психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды Консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций по выбору образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Оказывает психологическую поддержку педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса. Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой. |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации. |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся. |
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом. |
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программах поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления. |
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды (ее безопасности и комфортности) и образовательных технологий |
Необходимые знания | История и теория проектирования образовательных систем |
Теории и методы педагогической психологии, историю и теории организации образовательного пространства. |
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге качества результатов и содержания образовательного процесса. |
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования. |
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | - |
-- |
3.1.3 Трудовая функция |
Наименование | Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код | Рег. номер проф. стандарта |
| |
Трудовые действия | Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и пр. |
Консультирует администрацию, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам |
Консультирует педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношениям с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и пр. |
Консультирует администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся |
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье |
Разрабатывать совместно с педагогами, преподавателями траектории обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей |
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности |
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками |
Необходимые знания | Современные теории и методы консультирования. |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития. |
Этические нормы организации и проведения консультативной работы. |
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров), для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической и медико-социальной помощи. |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | | | | | | |
3.1.4 Трудовая функция |
Наименование | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | Код | A/04.7 | Уровень квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код | Рег. номер проф. стандарта |
| |
Трудовые действия | Разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении. |
Организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации. |
Формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе, одаренных обучающихся |
В сотрудничестве с педагогами проектирует индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся |
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Контролировать ход психического развития обучающихся на различных ступенях образования в различных типов |
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы. |
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием. |
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками |
Оценивать эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями. |
Необходимые знания | Современные теории, направления и практику коррекционно-развивающей работы. |
Современные техники и приемы развивающей работы и психологической помощи. |
Закономерности развития различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями. |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе, во взаимодействии с другими специалистами (дефектологами, логопедами и др.). |
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы. |
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | | | | |
3.1.5 Трудовая функция |
Наименование | Психологическая диагностика обучающихся | Код | A/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта |
| |
Трудовые действия | Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные образовательные ресурсы |
Проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи. |
Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. |
Определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого–медико-педагогических комиссий и консилиумов. |
Проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности. |
С целью помощи в профориентации осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и пр. особенностей старшеклассников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня. |
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. |
Планировать и проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов. |
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям. |
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психологической помощи. |
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе. |
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции. |
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов у обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования |
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей. |
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся. |
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. |
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. |
Методы математической обработки результатов психологической диагностики. |
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. |
Психология личности и социальная психология малых групп |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | | | | |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Код | A/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |
|
Происхождение трудовой функции | | Оригинал Х | | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | | Код оригинала | Рег. номер проф. Стандарта |
| |
Трудовые действия | Знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
Информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности |
Знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и родителей(законных представителей) в ходе консультирования, педагогических советов с основными условиями психического развития ребенка. |
Знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи |
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Необходимые умения | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Разрабатывать и реализовывать программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Применять методы педагогики взрослых по психологическому просвещению участников образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры |
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций. |
Необходимые знания | Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
Другие характеристики | - |
| | | | | | | | | | | |