Упражнения для постановки звуков

Ш, Ж, Ч и Щ

Описание правильной артикуляции звуков III и Ж

Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме ру­пора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.

Для того чтобы выработать правильную артику­ляцию звуков Ш и Ж, а затем и звуков Ч и Щ, надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верх­ними зубами. Кроме того надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.

Хоботок-улыбка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед хоботком губы (как при произнесении звука У), а за­тем растягивать их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать по 2—3 с.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок-улыбка, хоботок-улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5-10 раз.

Колечко

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удерживайте губы в таком положении 5—10с.

Помассируй язычок

Напомните ребенку, как можно выполнить само­массаж языка.

Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. За­тем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с.

Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как положить широкий рас­слабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в та­ком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать ука­зательным пальцем, применив расслабляющий прием са­момассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Напомните ребенку, как качать язычок на боль­ших, а потом на маленьких качелях.

Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широ­кий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.

Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигает­ся внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов.

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 5—10 раз.

Вкусное варенье

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку представить себе, что вы сей -час вместе с ним ели варенье и измазались. Покажи­те, как надо облизывать верхнюю губу. Для этого нуж­но открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить движение 5—10 раз под счет.

Упражнения для постановки звуков - student2.ru

Чашечка

(статическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно превратить язычок в маленькую чашечку. Для этого надо открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую ковш: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Изобразите, что вы наливаете ребенку в его «чашечку» чай, сок или какой-либо другой напиток.

Удерживать язык в таком положении нужно 5— 10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повто­рить упражнение 3—5 раз.

Упражнения для постановки звуков - student2.ru

Фокус

(дыхательно - артикуляционное динамическое упражнение)

Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх. Воздушная струя при дуновении направляется вверх с языка. Посоревнуй­тесь с ребенком, чья ватка подлетит выше.

Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, значит, и воздушная струя будет недостаточно силь­ной — не сможет подняться, и ватка останется на носу.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Изобразите, как скачет лошадка. Для этого при­откройте рот, присосите широкий кончик языка ктвердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелч­ком оторвите его. Сначала цокайте в медленном тем­пе, затем постепенно увеличивайте его.

Предложите ребенку «поскакать» на лошадке вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка у ребенка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

(статическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку показать грибок на тонкой ножке. Для этого надо открыть рот, прижать широ­кий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем надо «отклеить» язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Упражнения для постановки звуков - student2.ru

Наши рекомендации