Упражнения для постановки звуков
Ш, Ж, Ч и Щ
Описание правильной артикуляции звуков III и Ж
Рот открыт. Губы выдвинуты вперед в форме рупора. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними резцами на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму ковша.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, а затем и звуков Ч и Щ, надо научить ребенка выдвигать вперед губы, а широкий кончик языка поднимать вверх, размещая его за верхними зубами. Кроме того надо учиться придавать языку форму ковша или чашечки.
Хоботок-улыбка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Напомните ребенку, как нужно вытянуть вперед хоботком губы (как при произнесении звука У), а затем растягивать их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать по 2—3 с.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок-улыбка, хоботок-улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 5-10 раз.
Колечко
(статическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как открыть рот, округлив при этом губы и рупором вытянув их вперед (положение губ, как при произнесении звука О). Удерживайте губы в таком положении 5—10с.
Помассируй язычок
Напомните ребенку, как можно выполнить самомассаж языка.
Для этого надо улыбнуться, приоткрыть рот. Затем положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить слоги «та-та-та» в течение 5—10 с.
Затем пошлепать язык губами, произнося при этом слоги «пя-пя-пя».
Лопатка
(статическое артикуляционное упражнение)
Напомните ребенку, как положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Затем убрать язык, закрыть рот. Если у ребенка язык слишком напряжен и не лежит спокойно на губе, то по нему можно слегка похлопать указательным пальцем, применив расслабляющий прием самомассажа. Повторить упражнение 3—5 раз.
Качели
(динамическое артикуляционное упражнение)
Напомните ребенку, как качать язычок на больших, а потом на маленьких качелях.
Большие качели. Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку.
Маленькие качели. Рот открыт, но язык двигается внутри ротовой полости. Широкий кончик языка прикасается ко внутренней стороне верхних резцов, затем ко внутренней стороне нижних резцов.
Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», в спокойном темпе, 5—10 раз.
Вкусное варенье
(динамическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребенку представить себе, что вы сей -час вместе с ним ели варенье и измазались. Покажите, как надо облизывать верхнюю губу. Для этого нужно открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить движение 5—10 раз под счет.
Чашечка
(статическое артикуляционное упражнение)
Покажите ребенку, как можно превратить язычок в маленькую чашечку. Для этого надо открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую ковш: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Изобразите, что вы наливаете ребенку в его «чашечку» чай, сок или какой-либо другой напиток.
Удерживать язык в таком положении нужно 5— 10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 3—5 раз.
Фокус
(дыхательно - артикуляционное динамическое упражнение)
Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму чашечки и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх. Воздушная струя при дуновении направляется вверх с языка. Посоревнуйтесь с ребенком, чья ватка подлетит выше.
Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, значит, и воздушная струя будет недостаточно сильной — не сможет подняться, и ватка останется на носу.
Повторить упражнение 3—5 раз.
Лошадка
(динамическое артикуляционное упражнение)
Изобразите, как скачет лошадка. Для этого приоткройте рот, присосите широкий кончик языка ктвердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Сначала цокайте в медленном темпе, затем постепенно увеличивайте его.
Предложите ребенку «поскакать» на лошадке вместе с вами. Следите, чтобы кончик языка у ребенка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Грибок
(статическое артикуляционное упражнение)
Предложите ребенку показать грибок на тонкой ножке. Для этого надо открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем надо «отклеить» язык и закрыть рот.
Повторить упражнение 3—5 раз.