Критическая ситуация
Здесь – как ситуация невозможности жить, сделать нужный выбор, человек приходит в терапию чаще не тогда, когда он может то попробовать, это попробовать, а когда он уже все попробовал.
Именно в этой ситуации человек оказывается перед нами. В глубине его опыта, той сложности, с которой он пришел, стоит столкновение с тем, с чем он не может сам справиться. Ситуация невозможности – ее можно было бы описать и как ситуацию бессмысленности. У Спинозы есть определение счастья. «Этика» Спинозы (это психология). Счастье – это увеличение способности тела к действию. Например, человек выздоравливает от болезни. Выходит на улицу первый раз. Можно самому идти… перед ним распахивается мир новых возможностей, которые казались ему в болезни закрытыми. Счастье – это не большие возможности сами по себе, а когда количество возможностей увеличивается. Ситуация невозможности совпадает с тупиками, закрытыми путями жизни, путями построения отношений.
Виды критических ситуаций. Стресс, фрустрация, конфликты, кризисы. На каждую ситуацию есть методы психотерапевтической работы. Эта невозможность есть вызов для терапевта. Мы должны встретиться с человеком не только в его силе, ресурсах, возможностях. А в его безысходности, боли, тупике… Можно сделать кое-что с собой, что противоречит обычным рефлексам, когда мы встречаемся с человеком в беде. Например, к нам подходит приятель и говорит о своих неладах в семье, на работе. Какая обычная реакция: «Да ничего, все устроится, все будет хорошо…» Мы поддерживаем человека. А как он изнутри это слышит? Мы не поняли, не прикоснулись, не встретились с тем, что человека беспокоит. Но в терапии мы должны делать нечто не совсем обычное. Терапия – это искусственное действие. Мы здесь должны наперекор рефлексу утешения сделать шаг внутрь его безысходности. Не получится ли так, что мы этим еще больше введем в его тоску? Нет, на практике происходит прямо противоположное. Когда терапевт вдруг совсем перестал утешать, обнадеживать, а просто выразил вместе с клиентом или за клиента некий приговор по ситуации – клиент, вместо того, чтобы впасть в уныние, вдруг находит в себе силы, чтобы самостоятельно бороться с этой ситуацией.
Пример с К. Роджерсом. Он встречается с пациенткой. Она жалуется на то, что она боится замужества. Описывает, как она боится. И в ответ Роджерс говорит ей: «Правильно ли я понимаю, что для Вас брак – это просто ад?» Она говорит: да нет, не ад… Роджерс довел ситуацию до предела, и пациентке стало не с чем спорить.
Если нам не удалось встретиться с человеком в его беде, хотя бы прикоснуться, то мы для этой терапии с этим клиентом уже никуда не годимся. Нас ничего не задело, не зацепило. Мы прикоснуться должны искренне, а не так, что мы скажем, а в душе не будем так думать.