Простые интервалы и их основные виды
Все интервалы в пределах октавы (включительно) называются простыми. Простых интервалов по названиям (они уже приводились выше) всего восемь. Основными являются те интервалы, которые образуются между ступенями диатонического звукоряда, причем часть из них — прима, кварта, квинта и октава — имеют только один основной вид и называются чистыми.
Интервалы, относящиеся к другой части (секунда, терция, секста и септима), имеют по два основных вида и бывают, соответственно, большими и малыми. Исключение составляет стоящий особняком тритон, который образуется на двух ступенях натурального диатонического звукоряда и, в зависимости от своего местоположения, оказывается либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой. Таким образом, оба эти варианта тритона (звучащие в темперированном строе совершенно одинаково) также относятся к основным интервалам диатонического звукоряда.
Ниже приводится таблица простых основных интервалов, указывающая одновременно названия и основные виды, ступеневую и тоновую величину и обозначение каждого из них:
Количество ступеней в интервале | Наименование интервалов | Основные виды интервалов | Количество тонов | Обозначения интервала |
одна (1) | прима | чистая | ч. 1 | |
две (2) | секунда | малая | 1/2 | м. 2 |
— »— | — »— | большая | б. 2 | |
три (3) | терция | малая | 1 1/2 | м. 3 |
— »— | — »— | большая | б. 3 | |
четыре (4) | кварта | чистая | 2 1/2 | ч. 4 |
— »— | — »— | увеличенная (тритон) | ув. 4 | |
пять (5) | квинта | уменьшенная (тритон) | ум. 5 | |
чистая | 3 1/2 | ч. 5 | ||
шесть (6) | секста | малая | м. б | |
— »— | — »— | большая | 4 1/2 | б. 6 |
семь (7) | септима | малая | м. 7 | |
— »— | большая | 5 1/2 | б. 7 | |
восемь (8) | октава | чистая | ч. 8 |
Интервалы от примы до кварты включительно называются тесными, а от квинты до октавы (включительно) — широкими*[Тем не менее, плавным движением голоса считаются ходы на секунду и терцию (не более), а ход на кварту является уже скачком.]
За исключением примы и секунды, любой другой простой интервал можно себе представить как сумму двух или нескольких меньших диатонических интервалов, при этом «слагаемые» могут быть различными и следовать друг за другом в любом порядке. Так, например:
малая терция | содержит в себе | две секунды — большую и малую, |
большая терция | — » — | две больших секунды, |
чистая кварта | — » — | большую терцию и малую секунду (или малую терцию и большую секунду) и т.д. |
Знание «слагаемых» каждого интервала может служить подсобным методом при построении широких интервалов, особенно при воспроизведении их голосом и определении на слух.
Всякий интервал может быть построен вверх и вниз от любого из двенадцати звуков хроматической системы, но даже если строить интервалы только от основных ступеней диатонического звукоряда, то в целом ряде случаев это неизбежно потребует использования хроматически измененных ступеней, повышенных или пониженных соответствующими знаками альтерации. Знаки альтерации позволяют регулировать тоновую величину интервалов и приводить ее в соответствие с заданным видом интервала.
Выше уже говорилось, что в принципе построение (или определение) какого-либо интервала всегда надо начинать со ступеневой величины и лишь после этого корректировать его тоновую величину знаками альтерации. При этом следует иметь в виду, что любой интервал может (при сохранении его ступеневой величины) быть увеличен или уменьшен. Минимальное увеличение тоновой величины интервала достигается за счет повышения на полтона его вершины или понижения на полтона его основания (другой звук при этом остается неизменным).
И наоборот, аналогичное уменьшение тоновой величины происходит при повышении на полтона основания или же понижении на полтона вершины интервала. Например:
М.3 б.3 б.3 ч.4 ув.4 ув.4
Б.6 м.6 м.6 ч.5 ум.5 ум.5
Примечание: Обозначения интервалов всегда проставляются снизу — точно под соответствующим интервалом.