Функции компьютера в педагогической деятельности
Музыкального руководителя.
1. Источник (учебной, музыкальной) информации.
2. Наглядное пособие.
3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
4. Средство подготовки выступлений.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; возможность предъявление информации на экране компьютера в игровой форме;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения; ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению;
- использование развивающих компьютерных программ;
- использование мультимедийных презентаций.
Использование педагогом ИКТ в работе с детьми, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка, и способствует личностному и профессиональному росту педагога.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.
Слайд
Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:
1. Сделать образовательную музыкальную деятельность интересной,
насыщенной и занимательной; музыкальный материал - доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через
зрительные и кинестетические, т. е. материал должен содержать в себе
элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий
интерес у детей к обучению. Таким образом, музыкальный
руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации
обучения детей.
2. Использование компьютера существенно расширяет понятийный
ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику
звучания музыкальных инструментов и т.д.
3. ИКТ становятся базой для формирования музыкального вкуса,
развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития
личности в целом.
4. Развивают творческий потенциал ребёнка.
5.Информационные технологии обогащают методические возможности
организации совместной деятельности педагога и детей, придают ей
современный уровень с учетом ФГОС дошкольного образования.
Слайд
Возможности ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.
Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях, праздниках, тематических вечерах, концертах, инсценировках и др. При взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ, с семьями воспитанников. При оформлении рабочих программ, планов работы, конспектов и сценариев, мониторинга или диагностики музыкальных возможностей детей. При оформлении информационных стендов и папок-передвижек для родителей. А так же при оформлении аттестационных материалов педагога (портфолио, опыт работы).
Слайд
Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.). Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:
Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;