Характеристика познавательной деятельности
Особенности восприятия, наблюдательности. Особенности памяти, типы памяти, точность, быстрота, длительность удержания материала. Характеристика внимания: устойчивость, переключение, распределение, рассеянность и другие особенности. Соотношение творческого и воссоздающего воображения. Особенности мышления. Степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления (последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять общие и отличительные признаки, умение рассуждать и делать выводы). Самостоятельность в суждениях и выводах. Степень развития устной и письменной речи: богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
7. Особенности эмоционально-волевой сферы.
Преобладающее настроение школьника. Степень эмоциональной возбудимости, быстрота протекания и смены эмоций. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний. Сдержан или нет в проявлении своих чувств, особенно при успехах и неудачах. Глубина и устойчивость чувств. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия.
Волевые особенности: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность.
Способности.
Общие и специальные способности. Наиболее выдающиеся способности ученика: интеллектуальные, технические, организаторские, художественные и т.п.
Темперамент.
Проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность). Проявление некоторых свойств темперамента (сензитивность, импульсивность, экстра-интровертированность, ригидность и т.д.). Проявление свойств темперамента в системе межличностных отношений, эмоциональных реакциях, особенностях мыслительной деятельности и т.д.
Характер.
Проанализировать черты характера, проявляющиеся в отношении к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.); к классу и школе, к общественным обязанностям и поручениям (чувство ответственности и долга за выполняемую работу); в отношении к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); в отношениях к товарищам, взрослым, родителям (доброта, общительность, привязанность, внушаемость, конформизм и др.); к вещам; к самому себе.
Анализируя характер, необходимо вскрыть причины того или иного отношения.
10. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Указать, какой стиль педагогического взаимодействия с данным школьником рассматривается как наиболее эффективный, какие могут быть приняты меры или проведены мероприятия со школьником с целью коррекции его личностных проявлений (пожелания в адрес родителей, учителей, сверстников и самого школьника).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.
2. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. – М., 1992.
3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб, 2001.
5. Детская психодиагностика и профориентация. / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-н/Д, 1999.
6. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. /Под ред. Гуревича К.М. – М., 1990.
7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб. пос. – М., 1998.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер, 1999.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практическеого психолога в образовании. – М., 1995.
10. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб, 2002.
11. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПБ, 2002.
12. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
13. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития.- Методики исследования. – Киев, 1992.