Управление и организация жизнедеятельности 1 страница
Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с коллективом воспитателей, помощниками воспитателей, представителями других подструктур.
Организация жизнедеятельности — режим детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни могут работать группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
Цель: создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.
3адачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспитанных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей.
ОБРАЗ ШКОЛЫ
1. Образ ученика-выпускника
Субъект с личностной и социальной значимостью, необходимым комплексом знаний, умений, навыков в различных сферах для адаптации и живом социуме; разносторонним развитием, гуманистической культурой.
2. Образ учителя
Учитель— личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения.
Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в знаниях учащихся и установления логических связей в учебном материале, организации учебно-познавательской деятельности, закрепления и применения изученного материала.
Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленной цели.
Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения на основании выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение промежуточной цели.
Регулирование направлено на изменение своей деятельности и соответственно деятельности учащихся в случае отклонения фактических показателей сформированности знаний от заранее запланированных.
3. Модель учебного процесса
В адаптивной школе образовательный процесс строится в соответствии с концептуальными идеями: развитие целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов, гуманитарно-культурологического подхода, свободного развития, творчества, рефлексивности и при этом выполняются условия:
— разработан методический аппарат диагностики обученности, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;
— осуществляется учебная и профессиональная ориентация учащихся;
— реализуется «оптимистическая гипотеза» деятельности педагогов;
— корректируются затруднения учащихся и образовательный процесс применительно к конкретной личности;
— осуществляется предупреждение затруднений учащихся в образовательном процессе посредством совершенствования традиционных технологий обучения и воспитания и использования новых;
— обеспечивается формирование личности, способной адаптироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.
4. Технология
1-й этап:
— изучение микросреды школы, потребности учащихся и их родителей в спектре профессионального самоопределения учащихся;
— анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей учащихся и их родителей;
— разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности учащихся, их развитости;
— разработка концепции развития адаптивной школы.
2-й этап:
— построение обобщенной модели образовательного процесса в школе;
— разработка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
— диагностика обученности, развитости учащихся школы;
— диагностика сформированности социально-ценностных отношений школьников к объектам окружающей действительности;
— поисковая экспериментальная работа по проверке технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса
3-й этап:
— корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;
— анкетирование участников педагогического процесса в адаптивной школе;
— анализ состояния образовательного процесса в школе. Прогноз ожидаемых результатов:
— реализация условий, обеспечивающих самореализацию учащихся и педагогов;
— педагоги владеют методиками диагностирования способностей, склонностей, интересов и т.п. школьников, что позволяет своевременно определять возможности учащихся и вносить соответствующие изменения в образовательный процесс каждой личности;
— в школе создан благоприятный социально-психологический климат, мерой которого служит самочувствие каждого участника педагогического процесса;
— большинство учащихся осуществляет осознанный профессиональный выбор в рамках школьного обучения.
5. Модель воспитательного процесса
Содержание:
Выполнение пяти функций:
— ориентационной — создание условий профессионального выбора;
— коррекционной — преодоление отставания, неуспеваемости, устранение нарушений и дефектов;
— реабилитационной — восстановление уверенности школьников в своих возможностях, создание ситуации успеха;
— стимулирующей — побуждение к разнообразным видам деятельности и предупреждение затруднений
образовательном процессе.
Технология:
— формирование умений распознать свои потребности, ценности, установки, способности и интересы;
— применение конкретных программ коррекции;
— оптимистический взгляд учителя на возможности каждого ребенка, соответствующий профессиональный уровень;
— предоставление учащимся выбора учебных курсов, уровня трудности учебного материала, способов оценивания знаний, научение самостоятельному построению индивидуальных программ самообучения;
— применение компактных и эффективных методик, позволяющих видеть продвижение школьников и их трудности.
Результат: создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой, личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
6. Образ отношений внутри школы
— адаптивная школа приспосабливается к условиям своей внутренней среды, определяемой отношениями участников учебно-педагогического процесса между собой, и к школе; к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса.
7. Образ отношений школы с социумом
— адаптивная школа — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды;
— школа рассматривается как самоорганизующаяся система, характеризующаяся следующими условиями:
— открытость — между школой и ее окружением существуют определенные взаимосвязи; динамичность — школа постоянно адаптируется к изменяющимся условиям; сложность — самоорганизующаяся система школы состоит из множества подсистем, которые находятся между собой в различных отношениях; автономность — школа сама определяет для себя границы, которые позволяют ей создать свой образ по внутренним правилам и противостоять внешнему давлению.
8. Материально-техническая база (МТБ)
МТБ должна формироваться на основе разных источников финансирования:
— бюджетного;
— спонсорского;
— доходов от указанных услуг и хозяйственной деятельности и рационального использования оборудования.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется на современном уровне:
— учебное образование, наглядные и технические средства обучения;
— игровое оборудование, средства организации трудового физического воспитания и творчества учащихся;
— информационное обеспечение;
— медико-реабилитационное оборудование
9. Управление и организация жизнедеятельности
В рамках школы созданы полуавтономные центры, полностью отвечающие за отдельные разделы деятельности школы.
Работой центров руководит консультативный совет во главе с директором школы, состоящий из руководителей центров.
Директор школы — консультативный совет:
цель — определение стратегии развития школы, культуры организации, ее общей структуры;
состав — руководители центров.
Диспетчерский центр:
цель — организационное обеспечение учебно-воспитательного процесса и управление им;
состав — руководитель центра, диспетчер, секретарь, заведующие кафедрами, учителя, учащиеся, родители.
Научно-исследовательский центр:
цель — научное обеспечение учебного процесса и управление им;
с о с т а в — руководитель центра, ведущие сотрудники, учителя, учащиеся, родители, психолог.
Методический центр:
цель — методическое обеспечение учебного процесса;
состав—руководитель центра, заведующие кафедрами, учителя, учащиеся.
Центр учебной и профессиональной ориентации учащихся:
цель — обеспечение условий для профессиональной ориентации учащихся;
состав — руководитель центра, психологи, учителя, учащиеся, родители.
Центр организации жизнедеятельности учащихся:
цель — обеспечение условий для каждой личности вхождения ее в социальную жизнь на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей;
состав — руководитель центра, классные руководители, учащиеся, родители.
Центр общественного мнения и информации:
цель — выявление общественного мнения по вопросам жизнедеятельности школы и информирование о нем участников педагогического процесса;
состав — руководитель центра, психолог, учителя, родители.
Финансово-хозяйственный центр:
цель — финансовое и хозяйственное обеспечение учебно-воспитательного процесса и управление им;
состав — руководитель центра, экономист, бухгалтер.
На основе концепции образовательного учреждения, учитывая его специфику, психолог разрабатывает конкретную модель психологической службы.
Основные блоки разрабатываемой модели:
Блок 1. Психодиагностика школьного коллектива.
Блок 2. Психологическая культура учителя.
Блок 3. Психологическая культура родителя.
Блок 4. Психологическая культура учащихся (младший школьник—подросток—старшеклассник).
Блок 1.Итог работы по первому блоку — выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы ребенка в условиях санаторной школы-интерната; сенсорная депривация, строгий ортопедический режим, замкнутая сфера общения и наличие основного и сопутствующих заболеваний, ограничивающих возможности ребенка.
Было отмечено, что названные факторы блокируют базовые потребности ребенка в самореализации, независимости, свободе принятия решений и действий, в непосредственном поведении и общении, в понимании, любви, поддержке, эмоциональном комфорте.
Длительное пребывание в интернате оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности учащегося, осложняет его социальную адаптацию, способствует формированию комплекса неполноценности, искаженной «Я-концепции», связанной прежде всего с негативным восприятием своего физического «Я». Доминирующие эмоциональные состояния детей, связанные с повышенной тревожностью, ранимостью, страхами, подавленностью, усугубляют течение основного и сопутствующих заболеваний, затрудняют учебную деятельность.
Дети нуждаются в специфической психологической помощи; перестройке системы отношений к ним со стороны родителей, педагогов и медицинского персонала.
Блок 2 представлен следующими направлениями работы психолога.
1. Диагностика педагогов (эмоциональное состояние, психологический микроклимат, личностные свойства, мотивы деятельности и уровень сформированности профессиональной направленности).
2. Индивидуальное консультирование по итогам психодиагностики.
3. Групповые консультации педагогов по психологическим трудностям в обучении, воспитании, общении с учащимися.
4. Психологический семинар педагогов:
— Структурный портрет педагогов различного психологического склада: плюсы и минусы.
— Мотивы и результаты деятельности творчески работающих педагогов.
— Психологические особенности учебного процесса в условиях ортопедического режима.
— Психологические основы урока.
— Психологические особенности детей с заболеванием «сколиоз».
— Мы и они: специфика взаимоотношений детей и взрослых в условиях санаторной школы.
— Основы профессионального контакта (дистанция, позиция, пространство, языки общения).
— Прочищение коммуникаций «учитель — ученик».
— Метод «поглаживания» в работе с детьми. Физические, эмоциональные, вербальные контакты.
— Культура телесности.
— Система работы педагога с младшими школьниками по адаптации в школе-интернате.
— Поиск форм и методов работы с подростками по снятию эмоциональной напряженности в условиях ортопедического режима.
— Особенности профессиональной ориентации и социальной адаптации детей с заболеванием «сколиоз».
Блок 3. Работа по формированию психологической культуры родителей также имела определенную специфику:
— Родители глазами детей (по материалам индивидуальной консультативной и терапевтической работы с детьми).
— История ожидания, рождения и развития ребенка (индивидуальные беседы с врачами и психологами).
— Расскажите о своем ребенке (через любимую игрушку и рисунок ребенка).
— Что я чувствую в отрыве от своего ребенка (вербализация отрицательных эмоций).
— Права, привилегии и обязанности ребенка в семье (анкетирование и работа в группе).
— Как передать ребенку свою любовь (тренинг культуры телесности).
— Проблемы межличностных отношений в сфере «родитель — ребенок».
— Основы родительского контакта.
— Ребенок с заболеванием «сколиоз» глазами психоневролога (по результатам осмотра детей и анкетирования родителей «Психоэмоциональное здоровье ребенка»).
— Психосексуальные проблемы воспитанников интерната и помощь родителей в их разрешении.
— Типы семейного воспитания, их влияние на формирование личности.
— Поговорим о любви (семейный праздник в школе).
Блок 4. Работа с учащимися осуществляется на основе возрастно-типологического и индивидуального подхода. Представим программы занятий с младшими школьниками и старшими подростками.
Младшие школьники
Занятие 1. Как мне живется в школе?
Занятие 2. Взрослые в цвете (цветовая диагностика).
Занятие 3. Какие чувства я знаю (вербализация эмоционального состояния)?
Занятие 4. Психологическая разгрузка «Мое настроение».
Занятие 5. Отдай свои чувства учителю (психологу).
Занятие 6. Чего хочет моя душа?
Занятие 7. Учимся устанавливать контакт (найди друга на необитаемом острове).
Занятие 8. Учимся отдыхать (музыкотерапия, психогимнастика).
Занятие 9. Учимся понимать себя (телесная терапия).
Занятие 10. Праздник у самовара (чтение писем психологу).
Старшие подростки
Занятие 1. Осознание себя.
«Я» — уникальная и неповторимая личность (беседы о самоценности человека).
Занятие 2. Самопонимание.
Каким я ощущаю себя в этом взрослом мире? Почему трудно быть подростком (дискуссия)?
Занятие 3. Самоисследование и самоанализ.
Психосинтез (путешествие по своему телу. Письмо своему телу. Письмо своему «Я». Я думаю, я боюсь, я люблю); телесное ориентирование (практикум по культуре телесности).
Занятие 4. Я глазами других.
Поведенческие стереотипы (беседа с упражнениями); прочищение коммуникаций (говорят лидеры и изолированные); группы поддержки (слабоуспевающих, неуверенных, влюбленных, битых в детстве); со консультирование (индивидуальное решение проблем в присутствии группы); тренинг личностного роста (поговорите обо мне).
Занятие 5. Прощение и прощание.
«Я хочу простить, я могу простить, я прощаю» (письменная и устная аффирмация); «Клубок» (визуальная и вербальная демонстрация взаимосвязей и взаимозависимостей); «Я и психолог» (обратная связь).
Авторская модель, определяющая содержание психологической службы, является результатом творчества и профессиональной рефлексии специалиста. В известном смысле это стратегический ориентир, облегчающий психологу решение тактических задач при планировании своей профессиональной деятельности.
1.8. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг.
Консультативная беседа
В психологической практике беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Данилова Е.Е., 1995).
Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой.
Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае исследователь в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и, кроме того, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Однако регламентированная беседа не позволяет учесть непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, где требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется.
Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации, что облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Это требует от него большого мастерства, умения хорошо ориентироваться в ситуации и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств.
В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. Это более типично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя.
Беседа с детьми имеет определенную специфику и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит в том, что детей обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается «трудных» детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру.
Вопрос— основной элемент консультативной беседы. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опосредованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?).
Использование вопросов второго и третьего типа необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию и в случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью.
Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить ребенку говорить совершенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой.
В зависимости от целей меняется содержание беседы (диагностическое интервью, экспериментальная беседа). Методика экспериментальной беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей поведения ребенка в идентичных ситуациях, анализ способов саморегуляции, разработка советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации у детей (Данилова Е.Е., 1995).
Урок психологии
На уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и других; способствовать личностному росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков.
Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. Мы рекомендуем использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры.
По форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на различие конкретного плана, уроки нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.
Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновременно. Как учитель, преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию, таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (Подвойская М.А., 1993).
Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс)
Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека.
Ход урока
1. Приветствие.
— Какие предметы вы изучаете?
— Есть ли предмет, где изучается человек?
— Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?
Почему вводится предмет «Психология»? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.
2. Давайте познакомимся (игра).
За 3—5 мин в свободной форме опишите свое впечатление о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особенностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).
3. Беседа о психологии.
Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор.
4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, которые относятся к психологии).
5. Демонстрации психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник».
6. Диагностика (шкала самооценки Дембо—Рубинштейн: параметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).
Итоги:о чем говорили сегодня.
Домашнее задание:объяснить слова «душевный друг», «душевная болезнь», «бездушный».
Консилиум
В задачи консилиума входит:
1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся.
2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.
Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач.
Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица).
Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося.
На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.
Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Основные отклоне- | ||||
Ф.И.О. | Класс | Состав | ния в поведении, | Рекомендуемые |
консилиума | деятельности и | меры | ||
общении ученика | ||||
Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса».
Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс»
Цель:коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.