Межведомственный социально-педагогический комплекс
(средняя школа № 18 г. Йошкар-Ола, директор Г.Е. Пейсахович). Это образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных организаций.
Комплекс представляет собой дифференцированное единство разнообразных самостоятельных школ и центров, объединённых на основе одной целевой комплексной программы воспитания и обучения: средняя общеобразовательная школа, начальная школа, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно- восстановительный центр.
Воспитательная система школы-комплекса является социально-педагогической структурой, упорядоченной не только относительно собственно педагогических целей, но и целей самого ребёнка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности.
Модель «СПК - как специально спроектированная среда»
Воспитывающий характер окружающей школу педагогически организованной среды определяют три подсистемы: единая материальная база воспитания, разветвлённая сеть разных по профилю воспитательных объединений и система органов детского самоуправления.
Как правило, при создании СПК речь идёт о совершенствовании уже существующей среды (зелёные посадки, сооружение спортивных и игровых площадок, создание клубов, кружков, мастерских, изостудий).
Специальное проектирование педагогически организованной среды было осуществлено в опыте создания МЖСК (г. Свердловск и др.), где молодые строители — родители детей младших классов — не только возводили жилые дома, но и целесообразно планировали социально-воспитательную сферу всего микрорайона.
Наиболее ярко этот тип СПК представлен в опыте В.Д. Семёнова, М.П. Щетинина, Е.Б. Куркина, Н.П. Гузика.
Школа-комплекс Н.П. Гузика(Украина, Крым, пос. Южный). СПК пос. Южного представляет интегративную систему общеобразовательной школы, трудовой, школы искусств, спортивной, других детских воспитательных учреждений системы образования, культуры, школы для родителей. Комплекс имеет собственное многопрофильное производство, сориентированное на производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также на обслуживание населения. В нём обучается около 1000 детей.
Школа-комплекс является культурным центром для всех жителей портового посёлка. В её спортивных залах взрослые и дети занимаются гимнастикой, проводят свободное время в киноконцертном и выставочном залах, в библиотеке, кафе, парке.
Особенности концептуала: принципы интеграции, саморегуляции, природосообразности, комплексности, трудовой политехнической школы.
Интеграция. В начальной школе до десятилетнего возраста обучение ребёнка чтению, письму, государственному, родному, другим языкам и математике интегрируется с эмоционально-волевыми компонентами индивидуального развития и воспитания.
В пятых-шестых классах в содержание обучения входят программы, позволяющие развивать присущий ребёнку тип аналитико-синтетичсской деятельности, а также память, продуктивное мышление, оценочные умственные способности.
Начиная с седьмого класса в содержании обучения основное внимание уделяется освоению практических навыков и подготовке к осознанному выбору будущей профессии.
В старшей школе спектр учебных предметов сужается до уровня требований вступительных экзаменов в соответствующие вузы, а также пропедевтических профессиональных задач.
Наиболее крупная форма интеграции — соединение общего среднего образования с высшим.
Модель общего среднего образования предусматривает трёхлетнюю старшую школу (10-12-е кл.).
Содержание образования в этой школе интегрируется в одном случае с профессионально-технической, а в другом — с высшей школой. Это позволяет ученику начиная с десятого класса одновременно усваивать необходимую школьную и вузовскую программу. В состав школы-комплекса входит колледж второго уровня аккредитации. Устранив дублирующие курсы и программы из школьного и вузовского комплексов содержания образования, на основе его интеграции успешно решается проблема двенадцатилетнего образования для тех, кто ориентирован на вуз.
А та часть старшеклассников, которая стремится получить рабочие профессии, может их осваивать в школьном комплексе школа — ПТУ.
Саморегуляция. Огромный и сложный организм школы обладает способностью к саморегуляции. В комплексе созданы такие условия, при которых ученикам невыгодно плохо учиться, а учителям — плохо работать. На это, в частности, работает созданная Н.П. Гузиком «комбинированная система обучения».
В средних и старших классах используется дифференцированный темп прохождения школьных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференцированные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определённый объём требований по воспроизведению основополагающего материала курса; другая — по самостоятельному применению программных знаний; а третья — требует умений применять знания творчески.
В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдаёт учителю зачёт по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить.
Принципиально отличается от общепринятой система организации обучения в 7-11-х классах. Школьникам предлагается на выбор пять направлений обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, реальное, эстетическое. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ — создание благоприятных условий как для общего развития учеников, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей. В течение первого полугодия в седьмом классе ребята могут отдать предпочтение другому направлению обучения — окончательно выбрать путь. Можно изменять профиль и в последующих классах.
Поднимаясь вверх от репродуктивной программы до интересной, творческой, ученик осознаёт пользу знаний и ощущает удовольствие от процесса познания. Учитель тоже заинтересован в творческом росте своих воспитанников, ибо тем самым он обеспечивает и свой профессиональный рост.
Принцип саморегуляции заложен в систему управления школой. Элементарной ячейкой учительского коллектива в ней является предметная кафедра. Она образуется из числа учителей, преподающих дисциплины профилирующего цикла. Во главе кафедры стоит заведующий, избираемый её членами на два года. Кафедра несёт ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса по своему направлению. Она же занимается и хозяйственно-финансовой деятельностью в пределах средств, отпускаемых для неё дирекцией школы.
Природосообразность. Принцип природо-сообразности предполагает индивидуальный темп усвоения детьми школьной программы. Кроме этого, важно обеспечить условия для нормального физического развития ребёнка.
Ученики начальной школы могут обучаться по одной из трёх программ, а именно: то ли по той, которая рассчитана на усвоение курса начальной школы за 3-3,5 года, то ли по программе с темпом 4-4,5 года, то ли предусматривающей получение начального образования за 5-5,5 лет. Ученикам предоставляется право переходить из одного класса в другой на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Основным видом естественной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. В школе на каждую параллель классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, математике, краеведению, труду и эстетике, где можно и активно двигаться, и при необходимости выподнять учебную работу за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляются бригадой учителей, работающих в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем предметам, как обычно, одним учителем: каждому учителю предоставляется право выбрать любой вариант организации обучения.
В начальной школе содержание учебных предметов связывается с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой, проводятся занятия по гимнастике памяти. Кроме того, в течение уроков есть время на разминку памяти и логики.
Сообразно природе выстраивается и режим дня. В нём учтены необходимая смена и чередование видов деятельности. Проведение уроков планируется во время пика умственной работоспособности, а именно: между 8 и 10 часами утра и 15-16 часами дня. Остальное время — разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы, пребывание на воздухе и отдых.
Согласно принципу природосообразности необходимы условия для естественного активного движения детей: уроки в основном проводятся в движении, используются гимнастические снаряды — качели, шведские стенки, турники. Ежедневно все занимаются спортивной и ритмической гимнастикой.
Дети продвигаются в усвоении знаний по программе, но в своём темпе. Если педагоги видят лёгкость усвоения материала, то в специально организованных для этого группах дети ускоряют темп — до обнаружения приемлемой именно для этого ребёнка скорости. Но и в дальнейшем ребёнок может поменять траекторию движения — в соответствии с законами его развития. Чаще всего дети проходят начальную школу за 1,5-2 года, за четыре — никогда.
Для детей с замедленным темпом работают группы психологического тренинга, реабилитирующие память ребёнка, восстанавливающие утраченные или неразвитые способности, развивающие творческое мышление.
Средняя школа, состоящая из гимназии, лицея и колледжа, работает по двухсеместровой структуре.
Первый семестр заканчивается за неделю до Нового года. Между семестрами устанавливаются (месяц с четвертью) зимние каникулы. В этот период наиболее короткие световые и наиболее холодные дни,биологическая активность детей существенно снижается.
Январь — месяц праздников. В каникулы дети и учителя имеют возможность провести их по-христиански, без суеты и с благоговейностью. Кроме того, длинный каникулярный период даёт возможность школе организовать для детей зимний отдых в санаториях, домах отдыха, в лыжных туристических походах.
Второй семестр длится до 23 июня; он разбивается на два периода: аудиторный (учебный) и ау-диторно-домашний (зачётно-экзаменационный). Первый период длится до Пасхи. За два дня до этого праздника объявляются недельные пасхальные каникулы. После них учебный процесс в школе связывается с проведением итоговой зачётной сессии.
В этот период на каждый учебный предмет, который изучается в данном классе, отводится три-пять дней для проведения обобщающих и консультационных занятий.
В содержании обучения теперь превалирует интегрированная, межпредметно-обобщающая информация.
Формы проведения занятий укрупняются, связываются с выработкой и усовершенствованием умений применять академические знания и учебно-познавательный опыт в различных практикозначимых ситуациях.