I. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Чистописание.
– Запишите слоги парами.
па ве
бо зю
зу пя
ты ти
вэ бё
(Па-пя, бо-бё и т. д.)
– По какому признаку определили пару? (Твердые и мягкие согласные.)
– Какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними твердый? (А, о, у, ы, э.)
– Запишите их на следующей строке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.
Мы старались, мы писали,
Чтобы их легко читали.
– Запишите гласные буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного. (Я, ё, ю, и, е.)
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
Работа по учебнику (с. 56–57).
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Чтение статьи учебника (возможно по ролям) до слов «А есть только мягкие согласные звуки».
– Тема нашего урока «Твердые согласные, у которых нет мягкой пары».
IV. Работа по теме урока.
Работа со звуковым столбиком.
– Рассмотрите звуковой столбик.
– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим? (Голубым и зеленым.)
– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева или справа?
– Движемся взглядом по левому столбику, отыскиваем согласные, у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.
Вывод: буквы ж, ш, ц обозначают [ж], [ш], [ц] – только твердые звуки.
Чтение статьи (с. 57).
Личностные УУД:самоопределение– работа над системой заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении трудных задач; осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); развитие умений применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Произнесите слова: жизнь, жир, чижи.
– А теперь произнесите слова: шип, шишка, машина.
– Какие звуки вы произносите – [шы] или [ш’и], [жы] или [ж’и]?
Далее слова записываются на доске.
– Подчеркните в словах сочетания жи–ши.
– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с жи и ши.
Как напишешь жи и ши?
Мне решительно скажи!
Лужи, жимолость, ежи,
Мыши, лыжи, камыши,
Все сочетанья жи и ши
Только с буквой и пиши!
(9 слов.)
Работа по учебнику (с. 58).
Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:общеучебные –развитиеумения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей.
На доске записаны слова: шесть, шерсть, жесть, служебный.
– Какие звуки вы произносите: [шэ] или [ш’э], [жэ] или [ж’э]?
– Как раньше произносили буквосочетания же–ше? Произнесите.
Запомните: же–ше пиши с буквой е.
– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш..стой.
– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить, обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58).
(Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).
Работа над стихотворением Тима Собакина о ловком Бегемоте, который гонялся за нахальной мухой (с. 50).
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
– Какой звук – твердый или мягкий – издавала нахальная муха?
Работа по тетради.
Задание 1, с. 34.
– Отгадайте загадки.
– Впишите в клетки рядом с рисунком-отгадкой ударные слоги, поставьте ударение.
Клубки, да не пушистые,
Колючие да ершистые.
(Ежи.)
Рисовали на бумаге
Ручейки, леса, овраги.
Оттого, что рисовали,
Мы поменьше ростом стали.
(Карандаши.)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Доставит вас куда хотите,
Если очень вы спешите.
(Машина.)
Над рекой в тиши
Зашуршали … (камыши).
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.
(Шины.)
Змеи эти не опасны,
Это даже детям ясно.
(Ужи.)
– С оставшимися словами выполните работу самостоятельно.
– Какие слова нельзя переносить? (Ужи, шея, ежи.)
– Почему? (Один слог.)
Выполнение заданий 2, 3, с. 35.
На доске: [ж], [ш] .
– Соотнесите звуковой значок и букву. ([ж] – ; [ш] – .)
Задание 2, с. 35.
Рассуждение: первый звук в слове глухой , значит, это буква «ш» → слово «шар». Пишу «шар».
Задание 3 (по вариантам):
I вариант – вписать в слова букву З;
II вариант – вписать в слова букву Ж.
Взаимопроверка в парах.
Чтение хором строчек в режиме скороговорки.
Работа по учебнику.
Личностные УУД:смыслообразование –организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, прививающей любовь ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Познавательные УУД:восстановление нарушенного порядка в текстах интеллектуальных задач.
Упражнение 25, с. 59.
– Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам освободить некоторых детенышей.
Проверка выполнения упражнения.
– Прочитайте слова-названия зверей.
– Прочитайте остальные слова.
V. Итог урока. Урок 24
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЦИ, ЦЕ.
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ С СОЧЕТАНИЕМ ЦЫ
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования знаний об особенностях звука [ц] как всегда твердого, навыков правописания слов с сочетаниями ци, це, цы в середине слова.
Планируемые результаты (УУД): предметные:научатся писать слова с сочетаниями ци, це, цы под ударением, словарные слова, определенные программой, списывать небольшой текст по правилам списывания, обозначать изученные орфограммы; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач;личностные УУД: имеют представление о причинах успеха в учебе.
Образовательные ресурсы: карточки с буквами; карточки-задания; тест.
Сценарий урока