Ii. актуализация опорных знаний.
− Разгадайте кроссворд «Дикие животные».
(Лось, олень, медведь.)
− Какова роль мягкого знака на конце слов?
III. Изучение нового материала.
1. Устная работа по учебнику (с. 55). Чтение интриги. Выполнение задания.
Личностные УУД:смыслообразование –организация участия учеников в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, прививающей любовь ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Познавательные УУД:логические – восстановление нарушенного порядка; установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
2. Закончите предложения:
Если согласные звуки твердые, то после них пишутся гласные …
(а, о, у, ы, э).
Если согласные звуки мягкие, то после них стоят гласные …
(я, ё, е, и, ю).
Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда … (твердые).
Согласные звуки [ч’], [щ’] всегда … (мягкие).
Физкультминутка
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперед, ноги легко сгибаются
в коленях, шаги на месте.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
(Плавное разведение рук в стороны,
наклоны вперед.)
Хороша водица!
Постучим копытцем!
(Притопывание ногами.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по тетради (с. 32–33): «Говори правильно».
− Прочитайте слова парами.
− Составьте предложения со словами, которые обозначают множественное число предметов.
− Запишите предложения, обозначьте в словах ударные гласные буквы.
2. Задание от Анишит Йокоповны (с. 32–33).
Учащиеся работают самостоятельно. В случае затруднения − коллективная помощь, разбор трудных случаев.
V. Итог урока.
− Прочитайте слова парами.
рад нос сэр тук мыл
ряд нёс сер тюк мил
− По какому принципу записаны слова в парах?
− Какую роль играют гласные буквы в этих словах?
− Прочитайте слова в верхнем ряду.
− Определите первый согласный звук. Какой он − твердый или мягкий?
− Прочитайте слова в нижнем ряду. Определите первые согласные звуки. Какие они − твердые или мягкие?
− Разгадайте кроссворд «Рыбы». Впишите названия рыб с ь на конце.
(Пескарь, карасьУрок 23
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ, ЦИ–ЦЕ
Цели деятельности педагога:создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци–це под ударением.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать только твердые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци–це под ударением, предупреждать дисграфические ошибки в смешении звуков [ж], [з]; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия; личностные УУД:понимают роль знаний в жизни каждого человека; имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Образовательные ресурсы: карточки и таблички с загадками; схемами; стихотворением Тима Собакина.
Сценарий урока