УУД: познавательные: синтез – составление загадки из частей, моделирование, регулятивные – работа по алгоритму
- Приём «Составление загадок» (лжезагадка).Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
— Слово «ПЯТНО» пишется как «ПИТНО» или «ПЕТНО»?
- Приём «Составление загадок» (похожие части).
Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть загаданного объекта.
Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".
По данному образцу составить свои загадки
Названия частей
Сколько?
На что похожи?
Дужки
Рыболовные крючки
Стекла
Медузы
Оправа
Буква "В"
- Приём «Составление загадок» (Разобранные предметы).
Загадываем предмет, указывая составные части и их количество:4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Опора для составления загадок выглядит так:
Количество частей
Названия частей
колесо
мотор
руль
кабина
багажник
- Приём «Составление загадок» (Молчаливые загадки). Их загадывают без помощи слов, одним рисунком.
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Пример
На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.
Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
ХОРОШО – ПЛОХО
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
· умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
· умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
· умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример 1.
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример 2.
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.
Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
Д (судьи): сделать портфель на колесиках.
Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
УУД: познавательные (анализ, классификация)
СОСЕДИ
Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.
СОСЕДИ ОБЪЕКТА
ДВОР
БУДКА
ОШЕЙНИК
ОТВЕТ: (Собака)
СОСЕДИ ОБЪЕКТА
ТОЧИЛКА
СТЕРКА
ЛИНЕЙКА
ОТВЕТ: (Карандаш)
СОСЕДИ ОБЪЕКТА
ЛУГ
ТРАВА (СЕНО)
ТЕЛЕНОК
ОТВЕТ: (Корова)
УУД: познавательные ( анализ)
Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сама цель ТРИЗ – технологии, состоит в том, что надоне просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств: творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используя ТРИЗ – технологию педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Внедрение ТРИЗ - технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:
1. Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу:
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей мышления;
- развитие пространственного мышления; - развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения.
Методологическая значимость:
В настоящее время ТРИЗ-технологии пользуются огромной популярностью, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Их осваивают бизнесмены, разработчики государственных программ, политические деятели, менеджеры. Причина такой популярности в том, что ТРИЗ на сегодняшний день – единственная технология, которая способна помочь произвести анализ и решить проблему независимо от тех областей, в которых она возникает. До возникновения ТРИЗ единственным методом решения творческих задач был «метод проб и ошибок». Затем на его базе возникли такие модификации, как «мозговой штурм», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Их суть сводилась к возможности повысить интенсивность генераций идей. Но, не смотря на то, что эти технологии значительно экономят время на генерации идей, на анализ всех вариантов и выбор оптимального идут несравненно большие временные затраты. Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ. Сегодня ведутся разнообразные исследования с целью усовершенствовать различные аспекты ТРИЗ. Методы ТРИЗ переносятся не только на гуманитарные области – искусство, педагогику, психологию, но и на различные области нашей жизни, не связанные с наукой.