УУД: познавательные: синтез – составление загадки из частей, моделирование, регулятивные – работа по алгоритму

  • Приём «Составление загадок» (лжезагадка).Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

— Слово «ПЯТНО» пишется как «ПИТНО» или «ПЕТНО»?

  • Приём «Составление загадок» (похожие части).

Эти загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть загаданного объекта.

Загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В".

По данному образцу составить свои загадки

Названия частей

Сколько?

На что похожи?

Дужки

Рыболовные крючки

Стекла

Медузы

Оправа

Буква "В"

  • Приём «Составление загадок» (Разобранные предметы).

Загадываем предмет, указывая составные части и их количество:4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Опора для составления загадок выглядит так:

Количество частей

Названия частей

колесо

мотор

руль

кабина

багажник

  • Приём «Составление загадок» (Молчаливые загадки). Их загадывают без помощи слов, одним рисунком.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Пример

На уроке биологии при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

ХОРОШО – ПЛОХО

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

· умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

· умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

· умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3

Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Вариант 4

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Пример 1.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Пример 2.

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

и т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках.

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

УУД: познавательные (анализ, классификация)

СОСЕДИ

Соседи в ТРИЗ – это объекты, окружающие наш объект в заданном месте. «Соседа» можно разгадывать по признакам, как и любой обычный объект.

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ДВОР

БУДКА

ОШЕЙНИК

ОТВЕТ: (Собака)

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ТОЧИЛКА

СТЕРКА

ЛИНЕЙКА

ОТВЕТ: (Карандаш)

СОСЕДИ ОБЪЕКТА

ЛУГ

ТРАВА (СЕНО)

ТЕЛЕНОК

ОТВЕТ: (Корова)

УУД: познавательные ( анализ)

Актуальностьвыбранной темы заключается в том, что обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Школьный возраст – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Сама цель ТРИЗ – технологии, состоит в том, что надоне просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств: творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Используя ТРИЗ – технологию педагог ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Внедрение ТРИЗ - технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу:
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей мышления;
  • развитие пространственного мышления; - развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.

Методологическая значимость:

В настоящее время ТРИЗ-технологии пользуются огромной популярностью, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Их осваивают бизнесмены, разработчики государственных программ, политические деятели, менеджеры. Причина такой популярности в том, что ТРИЗ на сегодняшний день – единственная технология, которая способна помочь произвести анализ и решить проблему независимо от тех областей, в которых она возникает. До возникновения ТРИЗ единственным методом решения творческих задач был «метод проб и ошибок». Затем на его базе возникли такие модификации, как «мозговой штурм», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов». Их суть сводилась к возможности повысить интенсивность генераций идей. Но, не смотря на то, что эти технологии значительно экономят время на генерации идей, на анализ всех вариантов и выбор оптимального идут несравненно большие временные затраты. Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ. Сегодня ведутся разнообразные исследования с целью усовершенствовать различные аспекты ТРИЗ. Методы ТРИЗ переносятся не только на гуманитарные области – искусство, педагогику, психологию, но и на различные области нашей жизни, не связанные с наукой.

Наши рекомендации