Поведенческая диагностика эго-состояний
КР | ВР | В | АД | СД | |||||
Вербальные реакции (штампы) | |||||||||
Глаголы должен-ствования: должен, обязан, следует, нужно, нельзя; Фразы осужде-ния, предупреж-дения и угрозы: «Как он посмел!», «Как она могла!», «Смотри у меня!», «Ты меня допек!»; Негативные ярлыки: идиот, тормоз, убоище, плохой, дурно воспитанный, хулиган и пр.; Вопросы-осуждения: «Ты почему так себя ведешь?!» | Глаголы долженство-вания: должен, обязан, следует, нужно, + помощь и поддержка: помогу, у тебя получится; вот-вот, ну-ну, так-так, давай-давай; Позитивные ярлыки: умница, молодец, хороший мальчик, красавица девочка; Сюсюкание: «утилютипусеньки» мои, солнышко, птенчик, лапушка, золотко, заинька и пр.; Вопросы-одобрения | Точные вопросы для сбора инфор-мации,уточнения: Что? Как? Зачем? Когда? сколько?, В чем смысл…?, Что важного в том, что?, С кем?, Где? и т.п. | Глаголы-уход от деятельности: не знаю, не умею, не могу, не получится; Попытки переложить ответственность: «а почему я? А может другие?»; Рефлексия чувств: «Мне стыдно», «Я виноват», «Я на тебя обиделась»; «Мне больно»; Раскаяние: «Простите меня», «Извините, пожалуйста» | Широкий набор литературных слов; сленг, жаргон: клево!, конкретный!, стопудово!, железно!, по приколу! и пр. | |||||
Мимика (напряжение мышц лица в состоянии покоя человека) | |||||||||
Гримаса гнева: лицо напряжено, брови сдвинуты к переносице, глаза прищуре-ны, взгляд холод-ный, колючий, рот – тонкая линия, плотно сжатые губы, уголки рта при-спущены книзу | «Мягкое лицо»: брови слегка приподняты, глаза открыты, взгляд теплый, доброжелательный с возрастом на лице появляются «бульдожьи щечки», губы «дудочкой», либо зафиксирована легкая улыбка | Минимум эмоций | Гримаса плача, гримаса «Пьеро»: брови и глаза «домиком»,надутые, обиженные губы, подбородок чуть вздернут кверху, обиженное лицо; не выдерживают пря-мого визуального контакта, «бегаю-щие» глаза | «Живое» лицо: нет строго и четко фиксиро-ванных мышц лица, легко «считать» пере-живание разли-чных чувств и их смену | |||||
Поза (положение тела) | |||||||||
«Вертикаль», ^, «перпендикуляр»лишь легкий наклон в адрес собеседника | Глубокий наклон, сокращающий дистанцию, выравнивающий позиции. Во взаимодействии с ребенком готовы присесть. | «Вертикаль», ^, «перпендикуляр», голова слегка приподнята кверху. В процессе раздумий – «поза мыслителя» | Поза «черепашки»: голова втянута в плечи, плечи приподняты;опущенная голова | Нет строго и четко фиксиро-ванной позы, человек в постоянном движении, выраженная гиперактив-ность | |||||
Жесты | |||||||||
«Перст»: указания, предупреждения, угрозы, обвинения, наказания; вместо указательного пальца используют указку, авторучку, пр.; жест «пистолет»: пальцы кроме указательных и больших переплетены между собой; жест «пагода»: кисти рук соприкасаются только подушечками пальцев | «Открытая ладонь (ладони)»: ладони – приглашение; ладонь(и) - адресное донесение информации; ладонь поглаживающая, успокаивающая; ладонь мерно постукивающая по плечу, спине, успокаивающая; открытая ладонь(и) под-держивающая | Минимум жестов, жесты зашумляют коммуникацию, достаточно слов | «прикрывающая ладонь» ладонь(и): прикрывающая часть лица, грудь, живот; «теребящие пальцы»: нужен предмет, который можно покрутить, потеребить; могут грызть ногти в отсутствии предмета, накручивать на палец прядь волос, подол платья | Широкий спектр жестов, минимум слов, много междометий, сопровождаемых жестами | |||||
Интонации как способ отношения к себе и к миру | |||||||||
Интонации давящие, напряженные; позиция «над» собеседником; цель - обвинение, наказание; Жизненная позиция: Я – плохой, ты - плохой | Интонации мягкие, доброжелательные; позиция «над» собеседником; цель – покровительство, опека, забота, помощь (иногда без запроса помощи); Жизненная позиция: Я – хороший, ты - плохой | Интонации ровные, речь монотонная; позиция равенства с собеседником; максимум рацио-нального, минимум эмоционального в отношениях; Жизненная позиция: Я – хороший, ты - хороший | Интонации извинительные, просящие; позиция «под», цель – просьба о пощаде, снисхождении, помиловании; Жизненная позиция: Я- плохой, ты - хороший | Речь эмоционально насыщенная, ярко интониро-ванная; позиция равенства с собеседником; максимум эмоциональ-ного, минимум рационального в отношениях; Жизненная позиция: Я – хороший, ты - хороший | |||||
В соответствии с выбранной жизненной позицией и преобладающим состоянием человеку свойственно либо жить (быть открытым, искренним в отношениях с другими людьми), либо играть (манипулировать людьми для достижения своих «выгод»). Пример: если учитель устал, хочет, чтобы его пожалели, он открыто об этом просит, а получив поглаживание, выражает свое признание, благодарность – он искренен, открыт. Если же полученное поглаживание он использует против того кто это сделал – он манипулирует людьми. Если учитель выражает директору свою готовность провести открытый урок, а в его отсутствие своим коллегам говорит обратное – он играет. Если учитель с удовольствием проводит урок – он искренен.
Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.
Игры имеют две основные характеристики:
· скрытые мотивы;
· наличие выигрыша.
Во неискреннем взаимодействии люди принимают на себя игровые роли, соотносимые с их жизненной позицией и преобладающим состоянием.
В состоянии Критикующий Родитель человек принимает на себя роль Преследователя, чья жизненная позиция Я «-» Ты «-» В состоянии Воспитывающей Родитель – роль Спасителя с жизненной позицией Я «+» Ты «-». В состоянии Адаптивное Дитя (Ребенок) – роль Жертвы - Я «-» Ты «+». Оптимальная жизненная позиция, предполагающая искренность и открытость, отсутствие психологической игры - Я «+» Ты «+»
Любимые игры учителей-преследователей: «Да…,но…». Пример. Учитель в беседе с родителем: «У вас прекрасный ребенок, но…». И все, что сказано после «Но» перечеркнет любое «Да». Другая игра - «Смотрите, что вы мне сделали!». Обычно такие игры адресованы ученикам уже потому, что они не имеют морального права противостоять учителю, да и не умеют с честью и достоинством выходить из таких игр – их этому не учат. И конечно же игра с названием «Если бы не ты (он, она, они». Примеры высказываний, определяющих наличие этой игры приведены выше.
Учителя-спасители играют с учениками и родителями, коллегами и администрацией в игры «Они будут счастливы, что знали меня», «Что бы вы без меня делали», «Я делаю это из благих побуждений», «Я только хочу вам помочь» не осознавая порой, что помощь хороша, когда на нее есть запрос. Представьте себе ситуацию: ученик поставил перед собою сложную задачу, его цель – решить ее самостоятельно во что бы то ни стало. Он точно знает, какою будет его самооценка в результате решения! Он готов ради этого тратить время, сталкиваться с затруднениями, прилагать усилия для их решения. В процессе поиска решения своей задачи ребенок «мучается», морщит лобик, носик, ответ еще не найден удовлетворения нет. Учитель-спаситель уже знает, каким должен быть ответ и из благих побуждений – прекратить муки ученика – подходит и сообщает его ученику. Представьте разочарования, гнев и возмущение ученика, которому «помогли», а фактически не дали испытать всю прелесть восторга от достигнутой им самим цели. «Я только хотела помочь», - говорит учитель, - «Видно и вправду говорят «От добра добра не ищут», забыв о том что смысл этой поговорки иной и он вовсе не приложим к этой ситуации.
Учителя-жертвы выбирают игры с названиями «Ну почему это всегда происходит со мною?!» (Если худший класс во всей параллели, то его предлагают именно мне; У всех ученики, а мне достаются убоища), «Я бедная» (У меня нет денег на повышение квалификации у хороших специалистов), «Я больная» (Вы же знаете, что у меня давление зашкаливает, голова болит, не загружайте меня дополнительной работой).
Зачастую необходимость включения игры в свою жизнь бессознательно возникает тогда, когда учителя обесценивают (наряду с государственными мужами) свою деятельность, теряют смысл своей профессии, утрачивают смысл жизни в целом.